Елена Ефремова
Конспект занятия «Сила голоса и речевое дыхание» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать силу голоса и речевого дыхания.
Задачи:
• Активизировать мышцы губ;
• Работать над развитием речи детей;
• Сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Предлагает детям построиться «Паровозиком».
Публикация «Конспект занятия „Сила голоса и речевое дыхание“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитатель: Стучат, стучат колесики,
Грохочет паровоз,
Он в «Звонкоголосики»
Всех ребят привез.
Воспитатель: Сегодня мы с вами побываем на станции под названием «Звонкоголосики». Что бы наше путешествие было интересным, нужно обязательно сделать гимнастику для языка и губ.
Артикуляционная гимнастика:
Скажем волшебные слова «Чоки – чоки- чоки-чок! Поработай язычок!»
1. «Качели». Рот слегка приоткрыт. Кончиком языка касаемся то верхней, то нижней губы.
2. «Часики». Рот приоткрыт. Кончиком языка поочередно касаемся левого и правого уголка губ.
3. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). Обратите внимание! Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
4. «Грибок». Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд. Обратите внимание! Если имеются затруднения выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Щёлкать языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывать язык к нёбу.
Воспитатель: На станции «Звонкоголосики» очень весело и интересно. Можно играть в различные игры.
Игра «Гудок».
Цель. Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому. Выработка умения регулировать силу голоса.
Подготовительная работа. Подготовить картинку с изображением паровоза.
Краткое описание:
Дети становятся в один ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук (У) сначала громко, а затем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают.
Методические указания. Сначала упражнение показывает сам педагог, затем он вызывает двух детей, которые изображают гудок вместе с ним. Остальные дети делают только движения руками. Потом в игре принимает участие вся группа.
Воспитатель: На станции «Звонкоголосики» живут зверята. Посмотрите, кто? (на столе игрушки - животные). Давайте позовем их играть с нами!
Игра «Идите с нами играть»
Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.
Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.
Краткое описание:
Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, но не кричать, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.
Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем вместе со зверями!
Физкультминутка «Мы тоже можем так»
Пастух в лесу трубит в рожок-
Пугается русак.
Сейчас он сделает прыжок…
Мы тоже можем так.
(Дети приседают на корточки, поднимают руки к голове, указательные пальцы вверх, изображают заячьи уши. Прыжки на месте.)
Идет медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг…
На двух ногах, на лапах двух.
Мы тоже можем так.
(Дети становятся на четвереньки, двигаются сначала в одну сторону, затем в другую).
Воспитатель: На станции «Звонкоголосики» живет и кукла Катя.
Игра «Не разбуди Катю»
Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.
Подготовительная работа. Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.
Краткое описание:
Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя сначала играла, а потом гуляла и устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Настя и Ваня. Настя, скажи тихо Ване, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.
Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.
Воспитатель: На станции «Звонкоголосики» обитает много птиц.
Игра «Чья птичка дальше улетит?»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.
Краткое описание:
На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.
Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.
Воспитатель: Ребята, жители станции «Звонкоголосики» очень любят музыку, и нам предлагают послушать и поиграть.
Игра «Громко – тихо».
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения определять на слух «громко – тихо».
Подготовительная работа. Подготовить аудиозапись с чередованием громкой и тихой музыки.
Краткое описание: Предложить прослушать аудиозапись и выполнить задание: хлопни в ладоши, когда музыка звучит громко и постучи пальчиками, когда музыка звучит тихо.
Воспитатель: Предлагает детям построиться «Паровозиком».
Воспитатель: Стучат, стучат колесики,
Грохочет паровоз,
Он в Детский сад веселый,
Всех ребят привез!
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Какое у вас настроение? Что вам понравилось, запомнилось?