Любовь Горшкова
Консультация для родителей «Играйте — речевое дыхание развивайте»
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание – это важнейшая функция организма. Малыш рождается и делает первый вдох, затем раздаётся первый крик. Между физиологическим дыханием и речевым нельзя поставить знак равенства. Дыхательный аппарат осуществляет газообмен – основную физиологическую функцию и ещё участвует в образовании голоса и звука. Развитие речевого дыхания – важнейшее направление коррекционной работы при речевых патологиях. Как при дислалии, так и при заикании, при дизартрии, при ринолалии и при нарушении голоса.
Публикация «Консультация для родителей „Играйте — речевое дыхание развивайте“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
• Для того, чтобы появился звук, нужен воздух. Для звучания голоса также нужен голос. Мы сначала вдыхаем, затем выдыхая, произносим звуки (слова). То есть, прежде чем появятся звуки речи, воздушная струя движется через все дыхательные пути : начало в лёгких через трахею, затем через гортань, глотку, носовую и ротовую полость.
Физиологическое дыхание – рефлекторное действие, которое происходит без команды человеческого сознания. Речевое дыхание – управляемое. Мы говорим слово, а чтобы произнести следующее делаем паузу, чтобы вновь вдохнуть и так далее. Дыхание речевое, звуковое нужно тренировать и развивать. Работу по развитию речевого дыхания можно разделить на два этапа. Во время первого – вырабатывать направленную воздушную струю (которая необходима для правильного произношения, во время второго нужно тренировать продолжительность речевого выдоха.
Работу по развитию речевого дыхания лучше всего проводить в игровой форме. Вот несколько примеров развития силы и длительности воздушной струи:
• «Греем ладошки» - воздушную струю направляем на ладошки,
• «Пёрышко» - вдох и сдуваем пёрышко с ладошки,
• «Снежинка» - сдуй снежинку с ладошки,
• «Остуди чай» - подуть на чашечку с «чаем»,
• «Забей мяч в ворота» - ватку в ворота,
• «Помоги жуку попасть на цветок» - жука на верёвочке на изображение цветка,
• «Чей пузырь больше?» - мыльные пузыри (рекомендовать для выполнения дома,
• «Кто поиграет на дудочке (на свистульке?»,
• Поддувать ватку, пушинку и тот, на кого упадёт, произносит слово на заданный звук,
• «Узнай, что это?» - по запаху яблоко.
Индивидуальные игры можно чередовать с груповыми (дуть по одному и вдвоём) .
Хотелось бы отметить, что упражнения по развитию речевого дыхания следует выполнять, соблюдая определё нные правила:
• вдыхать через нос,
• при вдохе не поднимать плечи,
• выдыхать плавно и длительно,
• стараться не надувать щёки.
Перечисленные игры развивают дифференцированное дыхание, более длинный, плавный и ровный выдох. Для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендую детям говорить на одном выдохе. Во время игр, развивающих дыхание, учим ребят вдыхать через рот, а не через нос.
Литература:
1. Лопатина Л. В., Серебрякова Н., В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» Санкт – Петербург, «Союз» 2001 г.
2. Селивёрстов В., И. «Игры в логопедической работе с детьми» М., «Просвещение» 1979 г