Казьмина Тамара
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА.
Выступление Казьминой Т. А. на городском
методобъединении
на базе МБДОУ д/с № 58
Коррекционная работа воспитателей, работающих в группах для детей с нарушениями речи, состоит в изучении умений и навыков поступивших в группу детей, в индивидуальной и групповой работе, соблюдении требований речевого режима и проведении специфических мероприятий.
Публикация «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В начале учебного года воспитатели проводят обследование. Изучение умений и навыков детей в различных видах деятельности приносит огромную пользу для дальнейшего планирования занятий, помогает в дальнейшем добиться хороших результатов в работе с детьми.
Воспитатель, изучая не только умения и навыки, но и личностные качества детей, выполняет задачу первостепенной важности - создание у всех детей и у каждого в отдельности готовности к труду по исправлению и совершенствованию речи, по овладению необходимыми знаниями и навыками. Воспитание у детей такого стремления, такой готовности - задача номер один для воспитателей речевых групп.
Речевая работа должна быть на первом плане в любых видах деятельности.
Планируя свою работу в тесном контакте, логопед и воспитатели добиваются своей цели, организуя многократное повторение и закрепление материала в любых видах деятельности. Индивидуальный подход и индивидуальная работа с детьми позволяют осуществить важнейшее требование: добиться, чтобы любой навык или умение были усвоены всеми детьми. Воспитатели, работающие в тес ном контакте с родителями, сумеют более полно решить эту задачу.
Воспитатель должен умело сочетать учебную и игровую деятельность детей. Учебные задания должны восприниматься всеми детьми привычно, дети должны их понимать и выполнять, прилагая все свои силы, они должны сознательно относиться к обучению. Это - нелёгкая задача. Единая система требований и тесная взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей по зволяют решить ещё одну важную задачу: добиться систематичности и последовательности в усвоении материала, эту за дачу даёт возможность решить совместное планирование по всем видам деятельности.
От работы воспитателей в большой степени зависят результаты работы с детьми. Поэтому большое значение имеет организация работы речевых групп. Недопустимо, когда в речевой группе воспитатель работает без помощника, а также если постоянных воспитателей заменяют неподготовленные люди.
Логопед в течение учебного года проводит регулярные консультации или семинары для воспитателей и постоянно сообщает им о продвижении детей, о трудностях, которые они испытывают, контролирует приёмы и методы работы.
Организация непосредственной образовательной деятельности (НОД) в области «Коммуникация» с учетом коррекционной направленности работы воспитателя.
Воспитатель проводит НОД по области «Коммуникация» пообще- принятой методике. Однако особенное внимание он должен уделять словарной работе. На всех занятиях, будь то беседа, заучивание стихотворения, текстов, в работе над пересказом и при составлении рассказов, следует уточнять и обогащать словарный запас детей. Иногда НОД может быть цели ком посвящена словарному материалу, который затем обязательно включается во фразу, для употребления словарного мате риала во фазе воспитатель проводит различные дидактические игры, на первых порах очень простые. Пример: нескольким детям раздаются картинки с изображением фруктов. Остальным детям предлагается попросить картинку, употребив слово "пожалуйста"; "Катя, дай мне, пожалуйста, яблоко". Ребёнок отдаё т картинку со словами: "Возьми, пожалуйста, яблоко". Такие простые фразы включают обращение, глагол и винительный падеж существительного.
Воспитатель проводит беседы о предметах. Сначала уточняются внешние признаки предмета, затем в беседе расширяется круг представлений об этом предмете. Необходимо чётко продумывать вопросы, чтобы целенаправленно активизировать речь детей : например, уточнить размеры животного, цвет его шерсти, описать его внешние особенности - острые зубы, пушистый хвост; объяснить способы добывания им пищи, рассказать, кого это животное боится и кому угрожает; описать его повадки, взаимоотношения с другими животными, с человеком и т. д.
Такие занятия проводятся по темам: "Домашние животные", "Дикие животные", "Домашние птицы", "Зимующие птицы", "Перелётные птицы".
Обогащению словарного запаса, развитию логического мышления, внимания, памяти способствует отгадывание и заучивание загадок, чтение сказок, рассказов с последующим обсуждением.
Исходя из речевых возможностей детей, от них можно требовать сначала кратких ответов, затем более полных. В подготовительной группе дети могут по плану рассказывать о животных, птицах, насекомых и т. д. Хорошо проведенная словарная работа создаёт прочный фундамент для развития связной речи.
При чтении детям художественной литературы необходимо уточнять значение многих слов, даже если предположить, что какое-то слово будет непонятно лишь одному ребенку. При уточнении значения слова можно подобрать к нему синоним или придумать с ним предложение; можно привлечь к объяснению слова детей. Особенно час то нужны разъяснения при работе над стихотворными текстами, так как свойственные поэтическому языку метафоры, сравнения и другие особенности часто вызывают у детей затруднения в понимании смысла стихотворной строки, а иногда - и всего стихотворения.
При заучивании стихотворений следует приучать детей сна чала выслушать 1-2 строки, а затем целиком повторять. Нужно следить, чтобы дети не договаривали за воспитателем обрывки слов, не слушая и не вникая в смысл всей стихотворной строки. При совместном произнесении воспитатель дол жен сначала дать детям прослушать отрывок, а затем повторить вместе с детьми. Развивая у детей умение слушать, а затем повторять, воспитатель способствует развитию у детей слухового внимания.
Для использования во фразе и закрепления словарных тем воспитатель создаёт игровые ситуации, например, проводит сюжетно-ролевые игры "Магазин", "Ателье", "Приготовление борща", "День рождения куклы", "Приём гостей", "Мы на огороде" и т. п. Так закрепляются словарные темы "Одежда", "Обувь", "Головные уборы", "Посуда", "Овощи", "Фрукты", "Ткани", "Продукты" и др.
С первого периода обучения начинается работа по развитию понимания грамматических форм языка: предлогов, падежей, лица и т. д. Для этого полезно использовать упражнения по выполнению инструкций типа: "Посади двух зайчиков под стул, а флажок положи на стол, потом возьми из-под стула одного зайчика и положи в ящик. " Сначала дети выполняют инструкции молча, т. е. проверяется и воспитывается понимание грамматической стороны речи, внимание, память. Затем дети рас сказывают, что и в какой последовательности они делали.
Повседневное общение с детыми создаёт благоприятные возможности для упражнений в использовании вне занятий в речи несклоняемых существительных / кофе, пальто, пианино /, различных форм глаголов "хотеть", "махать" и других. Глагольный и наречный словарь можно значительно пополнить и уточнить во время трудовой деятельности, подвижных игр. Нужно только видеть и использовать эти широкие возможности развития раз личных сторон речи во всех видах деятельности детей.
Занятия по развитию речи во 2 - 3 периодах обучения дают возможность работать над интонационной выразительностью речи при пересказах текстов, сказок, чтении стихотворений, в диалогах, драматизациях. Большие возможности в этом отношении создают сюжетно-ролевые игры: "Магазин", "Почта", "Больница", "Парикмахерская", "На стройке" и другие, хорошо использовать инсценирование потешек, прибауток, разучивание по ролям стихотворений, сказок
Воспитатель учит детей давать как краткие, так и полные ответы на вопросы. В подготовительной группе при формировании навыков использования сложноподчинённых предложений дети на занятиях не должны отвечать только придаточными предложениями, то есть ответ не должен начинаться с союзов "потому что", "чтобы", пример: "Журавли устраивают свои гнёзда подальше от жилья человека, потому что они боятся людей", "Аисты вьют гнёзда поблизости от жилья человека, потому что они не боятся людей. "
В группе должны быть дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики, для развития пространственных представлений, а также пособия для развития звукового и слогового анализа слова.
Воспитатель целенаправленно развивает связную речь детей. При составлении рассказов по сюжетным картинам воспитатели учат детей предварительно составлять план рассказа, отмечать отдельные детали, на которые дети могут не обращать внимания. Систематически развивая связную речь детей, воспитатель предлагает им свободные темы для рассказов: Как я провел выходной день, Поездка на дачу, Наша экскурсия, Мой день рождения, К нам приехал цирк, и т. д.
Приучая детей внимательно слушать друг друга, отмечая успехи в развитии речи, воспитатель воспитывает в детях положительные личностные качества, создаёт доброжелательный детский коллектив.
Постоянно информируя родителей о затруднениях и успехах детей, воспитатель способствует созданию заинтересованности семьи в развитии речи детей, побуждает родителей помогать своим детям и объясняет им, как это делать.
Таким образом, можно увидеть, как велика роль воспитателя в развитии различных сторон речи детей логопедических групп.