Раися Бадамшина
Конспект занятия на тему: «Северный полюс» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
- Формировать элементарные представления детей о природных условиях крайнего Севера, о животных, которые там обитают. Формировать навык практического экспериментирования.
- Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения. Продолжать развивать умения детей рисовать в технике граттаж.
- Воспитывать интерес к флоре и фауне Северного полюса, самостоятельность, эстетический вкус.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Публикация «Конспект занятия на тему: „Северный полюс“ в старшей группе» размещена в разделах
Материалы к занятию : мультимедийный экран, проектор, презентация с необходимыми слайдами, разрезные картинки с изображением предметов (карта, аптечка, бинокль, веревка, еда и т. д, стаканы с водой и с растительным маслом, салфетки, бумага для рисования, покрытая воском и черной тушью, заострённые палочки, аудиозапись для динамической паузы.
Ход занятия:
- Ребята, мне сегодня приснился волшебный сон. Как будто я очутилась в царстве снега и льдов. Не смотря на жгучий мороз, там было так красиво. Тихо падал снег, хрустел под ногами, все сверкало…
(Слайд снег идет)
- Посмотрите. Точно как в моем сне.
Дети вместе с воспитателем рассматривают картинку.
- Ребята, а вы знаете, где круглый год лежит снег? (На Северном полюсе)
- Правильно. На Северном полюсе есть природное явление, которого в нашем крае не увидишь. Называется оно северное сияние.
- А вы бы хотели отправиться в путешествие на Северный полюс и посмотреть на северное сияние? (Да).
(Слайд – вид Сев. Полюса из космоса)
- Посмотрите, как выглядит Северный полюс. Эту фотографию сделали космонавты из космоса. Почему так много белого цвета? (Там много снега, льда)
- Совершенно верно. Именно поэтому Северный полюс называют ледяной или снежной пустыней.
Ребята, уже надо собираться в дорогу. Сейчас мы выберем предметы, которые нам понадобятся в дороге.
Д/ И: «Собери вещи на Северный полюс»
(из предложенных картинок, дети выбирают нужные - теплая одежда, аптечка, бинокль, верёвка, карта, еда, вода и т. д.) Педагог проверяет и уточняет выбор детей.
- Правильно ребята! Мы собрали необходимые вещи, теплую одежду, запас продуктов и воды. Можем отправляться. Я предлагаю вам отправиться вот на этом судне, на ледоколе.
-Почему оно так называется? (Потому что может колоть лед)
(Слайд - ледокол)
Да, ведь плыть мы будем по Северно-Ледовитому океану. Он покрыт льдами, толщина которых равна высоте 3-этажного дома.
(Слайд – Арктика)
- Занимайте места. В путь!
(Слайд – Северно-ледовитый океан)
- Вот и приехали мы туда, где царство холода и льда! Мы с вами, ребята, в Арктике.
(Слайд – Арктика)
Арктика - центральная часть Северного ледовитого океана. Здесь всегда холодно: и зимой, и летом. День с ночью не чередуются, как это происходит у нас. Здесь шесть месяцев солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго солнце не сходит с неба.
(Слайды с видом Северного полюса…. Музыка….)
- Посмотрите, кто-то нас встречает, ребята. Кто же это? (Белый медвежонок)
(Слайд анимация Умка)
Медвежонок Умка, хочет проверить, как вы знаете животных, живущих на Севере.
Игра «Что лишнее?»
(Слайд к игре)
Посмотрите на экран, перед вами фотографии разных животных. А какие из них живут на Севере?
- Правильно, молодцы!
(Слайд – Северный полюс)
- Чтобы не замерзнуть, давайте с вами подвигаемся (Динамичная пауза под мелодию песни «Где-то на белом свете…»).
- Давайте вспомним, что мы знаем о белых медведях.
(Слайды – видео)
– Почему медведь имеет такой окрас шерсти? (Потому что вокруг белым-бело).
– Впадает ли он в спячку? (Ответы детей).
– Медведь не впадает в спячку, потому что ему достаточно пищи круглый год.
– Чем же питается белый медведь? (Рыбой, тюленями, моржами).
– Как же медведю удаётся поймать рыбу или моржа? (Он хорошо умеет плавать).
– Чтоб поймать моржа или тюленя, медведь много времени выжидает, когда морж или тюлень вынырнут на поверхность воды или выйдут на лёд. Зачастую медведь остаётся голодным. Белый медведь очень хороший пловец. Чтобы найти пищу, он может проплыть очень большое расстояние.
– Смотрите, вот на льдину вышел медведь и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги воды. А на улице такой сильный мороз! Как вы думаете, что происходит с сырой шерстью на сильном морозе? (Ответы детей).
– Так что, медведь, выйдя из воды, покрывается льдом?
– Хотите это проверить?
Исследовательская деятельность
- В стакан с водой опустите руку и тут же выньте её. Обратите внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Тряхните рукой, вода осталась на руке. Вытрем руку, чтобы она снова стала сухой. А теперь, давайте протрём руку жиром и снова опустим в воду и вынем.
– Что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).
– Как вы думаете, почему так получилось? (Жир не пропускает воду).
– Тряхните рукой. Капельки легко отлетели.
– Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром).
(Слайд – северное сияние)
- Ой, посмотрите какое красивое, завораживающее небо. Что же это такое, ребята? (Северное сияние)
Да, это северное сияние!
Что – то холодно здесь, я предлагаю отправляться в обратный путь. Занимайте места на ледоколе.
Вот мы и дома, ребята! Присаживайтесь на свои места. А на память о нашем путешествии, давайте, с вами изобразим северное сияние. Перед вами бумага, на которой изображена темная ночь, а также волшебная палочка. С помощью этой волшебной палочки мы с вами отыщем северное сияние, которое спряталось.
Итог занятия :
-Где мы побывали? (На Северном полюсе)
-Какое необычное явление мы увидели на Северном полюсе? (Северное сияние)
-Чем покрыт Северный Ледовитый океан? (Он покрыт льдами)
-Что происходит со сменой дня и ночи на Северном полюсе?
(полгода длится полярный день, полгода полярная ночь)
-Каких животных мы встретили? (Белого медведя, тюленя, моржа, северного оленя)
-Почему эти животные не мёрзнут? Чем покрыто тело медведя, тюленя, моржа? (Жиром)
-Чем питается белый медведь? (Рыбой, тюленями, моржами)
-Дети, вам понравилось наше путешествие?