Елена Вячеславовна
Конспект занятия в старшей группе в старшей группе на тему: «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Золотая хохлома".
Программные задачи:
Закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях; способствовать развитию грамматического строя речи, совершенствовать навык образования относительных прилагательных: дерево – деревянный, липа – липовый, закреплять умение определять количество слогов в словах; научить составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла; совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности (кайма, завиток, крупные элементы (ягоды, листья); развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе в старшей группе на тему: „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
Оборудование:
демонстрационный материал: мольберт; изделия из Хохломы, Гжели, Дымки; иллюстраций с изображением изделий из Хохломы, слайд- презентация «История рождения хохломской росписи»
раздаточный материал: готовые силуэты сахарницы, краски, баночка с водой, салфетка, ватная палочка, кисточка на каждого ребенка.
Предварительная работа с детьми: рассматривание изделий народного декоративно – прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной
Ход ООД:
Воспитатель предлагает детям отправиться на «Ярмарку изделий народных мастеров». Звучит веселая музыка, дети проходят в зал, встают полукругом.
Воспитатель: Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
Гости дорогие, подходите, поглядите,
Товары выбирайте, а понравится – разбирайте,
Для красы и для души!
Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши!
Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома!
Дети рассматривают на ярмарке изделия народных мастеров Хохломы, Гжели и Дымки.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Какая, Какой?»
Ход игры:
-Воспитатель бросает мяч ребенку и называет ключевое словосочетание, а дети подбирают к нему прилагательное: ложка из дерева – деревянная, кувшин из глины – глиняный, ваза из фарфора- фарфоровая, чашка из стекла – стеклянная, шкатулка из керамики – керамическая, хлебницы из соломы – соломенные, ложки из серебра – серебряные, солонка из пластмассы - пластмассовая) .
После проведения игры дети встают полукругом, и воспитатель рассказывает им о возникновении Хохломских изделий и росписи :
Показ слайд- презентации
Воспитатель: очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: "Откуда такое диво? ", он с гордостью отвечал: "Из Хохломы". Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут. Крестьяне приволжских деревень, ютившихся вокруг села Хохлома, издавна занимались ложкарно-посудным делом. Труд был раздельным. Одни селения вырабатывали из дерева сами предметы. Рубили поленья на чурки, что называлось – «бить баклуши». Из баклуш вырезали, вытачивали, выдалбливали ложки, совки, ковши и иную утварь. Готовые предметы сбывали в соседние деревни, где работали только мастера-красильщики, которые превращали белый товар в золотой, расписной. Чтобы изделие стало гладким, его покрывали жидким слоем глины, закрывающей все поры дерева. Для крепости изделие несколько раз покрывали олифой с порошком алюминия (раньше – серебра). И дерево как бы исчезало, изделие напоминало металлическое. Теперь оно готово для росписи. Потом чашу покрывали лаком и ставили в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Определи свое место».
Ход игры:
В разных частях группы висят схемы слогов. Дети берут по одному изделию, произносят название посуды, делят слово на слоги, определяют сколько слогов в слове и встают рядом со своей схемой. Пример: ва-за (2 слога, та-рел-ка (3 слога) и т. д.
Пальчиковая гимнастика.
- Вот все пальчики мои, их, как хочешь поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими) .
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук) .
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней) .
Не сидится им опять (встряхивание кистями) .
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Воспитатель:
- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!
Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы) .
Из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки) .
Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)
Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета) .
Что мы можем использовать для рисования ягод? (Ватные палочки) .
Дети последовательно выполняют работу, самостоятельно расписывая сахарницу.
3. Заключительная часть.
Итог занятия.
Воспитатель: В каком стиле делали роспись на сахарнице?
Дети: В стиле Хохлома.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось расписывать сахарницу?
Дети: Да