Елена Веселова
Игра-путешествие в подготовительной группе «Путешествие на северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
Задачи.
Образовательные:
уточнить и расширить знания детей о Севере и животных обитающих на нём, их характерных признаках и повадках;
познакомить с особенностями жизни белого медведя
Публикация «Игра-путешествие в подготовительной группе „Путешествие на северный полюс“» размещена в разделах
- Животные севера. Игры, дидактические пособия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Развивающие:
развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, систематизацию, исключение);
расширять зрительную и слуховую память, внимание;
развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя;
продолжать формировать грамматически правильную речь, умение вести диалог;
расширять словарь детей.
Воспитательные:
продолжать формировать эмоциональную сферу детей, их умение сопереживать;
воспитывать умение общаться во время игры, желание выполнять совместные задания, доброжелательность по отношению друг к другу, интерес к разнообразному животному миру.
Планируемые результаты:
У детей сформировано представление о Севере :
- на Севере очень холодно, зимой темно, так как идёт полярная ночь, полярный день, можно увидеть северное сияние;
- на Севере обитают различные животные, один из них – белый медведь.
Дети организовывают самостоятельные игры – путешествия, обыгрывают различные ситуации, применяя полученные знания, умеют вести диалог.
Дети проявляют интерес к разнообразному животному миру, используют различные источники информации (литературу, интернет и т. д.)
Интеграция образовательных областей:
1. Познавательное развитие
2. Речевое развитие
3. Социально – коммуникативное развитие
4. Физическое развитие (здоровье)
Материал и оборудование:
- стульчики по количеству детей
- мультимедийное устройство
- плюшевые игрушки (мишка, тюлень, морж, птицы Крайнего Севера (кайры, гагары, тупики)
- презентация
- стол
-детский крем
- глобус
- штурвал, кубики, бинокли, подзорные трубы
-Рукавицы, шарфы, шапки
Ход занятия
1. Вводная беседа (дети сидят на стульях полукругом)
Создание проблемной ситуации
Восп-ль: К нам в детский сад пришло письмо, давайте его прочитаем.
(воспитатель читает письмо)
«Здравствуйте, дорогие друзья из далёкого города Приозерска. Пишут вам дети из жаркой Африки. Мы никогда не видели снега, а у вас он бывает каждую зиму. Расскажите нам, пожалуйста, что такое зима и что такое Северный полюс».
Как же нам помочь детям из далёкой жаркой Африки (ответы детей)
Я расскажу вам что же такое Северный полюс.
Слайд 1
Восп-ль: Однажды, фотограф гулял по улице и запечатлел красоту зимы. Посмотрите на эти снимки, что вы видите? Но, к сожалению, эта белая сказка не вечна. Почему? (Потому что придёт весна).А есть на земле такое место, где царствует вечная зима. Знаете, где это место? Давайте найдём его на глобусе. Какого цвета зима? (белая). Где на глобусе мы видим белый цвет? Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет? (Потому что Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трёхэтажного дома.
Ребёнок читает стихотворение «Северный ледовитый океан»
Океан покрылся льдом,
Волны не бушуют в нём.
Он от края и до края
Как пустыня ледяная-
Царство холода и тьмы,
Царство матушки –зимы.
Хотите туда попасть?
Слайд2
Вспомните сказку В Катаева «Цветик-семицветик». Одно из желаний девочки Жени было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно. Кто помнит, с чьей помощью она там оказалась?
А как нам это сделать? (предположения детей).
2. Чтобы попасть на полюс нам надо преодолеть моря и Северный Ледовитый океан. Давайте построим корабль и отправимся на нём в путешествие на Северный полюс. (Дети строят корабль-ледокол из кубиков, стульев. Выбирают капитана и распределяют остальные роли, придумывают название корабля)
Восп-ль: Ну что ж пора отправляться в путешествие, а пока мы плывём я расскажу вам о северном полюсе.
Рассказ воспитателя. (рассказ сопровождается показом слайдов)
Слайд 3
Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы (дать детям послушать фонограмму северного ветра, вьюги). В это время солнце долго не показывается над линией горизонта Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд и луны, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.
Слайд 4
Вот как описывает полярное сияние один путешественник : «Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные, чёткие складки украшали его. Волны то красного, то зелёного света, чередуясь, проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели»
Слайд 5
На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается не высоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течении всего года: и зимой и летом. И день и ночь не чередуются, как это происходит в том месте, где живём мы.
Слайд 6
3. Восп-ль: Смотрите, ребята, вот мы и добрались до Северного полюса. Давайте сойдём с корабля, только нам надо одеться потеплее, чтобы не замёрзнуть (дети одевают шапки, шарфы, рукавички). Давайте пройдём и посмотрим может быть встретим здесь кого-нибудь. (подходят к макету «Северный полюс»).
Восп-ль: Как ни сурова природа Северного Ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные: тюлени, моржи. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд.
-Чем же питаются моржи и тюлени? Рыбой, которой много в тех местах.
-А кто ещё любит рыбу? Птицы. На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагары тупики. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах устраивают гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. На зиму птицы улетают в тёплые края. В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.
-Как вы думаете, почему так называют большое скопление птиц?
Но главный житель северных просторов это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира спасают его от сильных морозов.
-Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Медведь, ребята, прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Он может плавать даже под водой охотясь за рыбой и тюленями, птицами. Даже моряки могут стать его добычей. Зимой у белых медведей появляется потомство. Когда приходит пора рожать детёнышей медведица забирается в снежную пещеру. У этого огромного животного детёныши рождаются чуть больше крысы. Пока медвежата растут медведица не выходит из берлоги. Но уже через два месяца они выходят из заснеженной берлоги, медведица начинает приучать их ловить рыбу, а затем и тюленей.
Давайте, ребята, отдохнём и поиграем.
Физминутка:
Три медведя шли домой: (дети идут как медведи)
Папа был большой-большой, (поднимают руки вверх)
Мама с ним-поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперёд)
А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил, (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки
Вверх и произносят слова, динь, динь динь)
4. Исследовательский эксперимент.
Восп-ль: Когда медведь выходит из воды он встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз, Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.
В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите на неё внимательно. Она мокрая т. е. покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. А теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лёд. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.
-А кто ещё использует эту хитрость? (водоплавающие птицы)
У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошва его лап покрыта длинным водонепроницаемым мехом.
5. Заключительная часть.
Восп-ль: Ну, что ж, ребята пора нам отправляться в обратную дорогу. Занимайте свои места на корабле, мы отправляемся в обратный путь, а в пути посмотрим фильм о жизни белых медведей.
Показ фильма( www.youtube.com)
-Вот и подошло к концу наше путешествие.
-Где мы с вами сегодня побывали?
- Покажите на глобусе, где находится Северный полюс.
-Какова природа севера.
-Чем климат севера похож на русскую зиму?
-Что такое северное сияние?
-Что такое полярная ночь, день?
-Какие животные живут на северном полюсе?
Понравилось вам наше путешествие? Предлагаю сегодня вечером нарисовать северный полюс, северное сияние, животных севера. Ваши рисунки мы поместим в конверт и отправим нашим друзьям в Африку.