Лариса Соломонова
Вперед, на Северный полюс!… Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о животных Севера у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширять представления детей о жизни на Крайнем Севере.
2. Формировать систему знаний и животных Севера (северный олень, белый медведь, песец).
3. Развивать познавательный интерес, аналитические способности: умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы.
Публикация «Вперед, на Северный полюс!… Подготовительная группа» размещена в разделах
Способы: игровая мотивация (получение телеграммы, вопросы воспитателя, д/игра «Термометр», физкультминутка «Холод, лед и тень», отгадывание загадок, д/игра «Расскажи-ка», дидактическое упражнение «Северный житель», работа с мнемобаблицей, рефлексия.
Средства: телеграмма, цветик – разноцветик, мультимедийная установка, презентация «Северный полюс», глобус, магнитная доска, картонные термометры, следы животных, символы- карточки.
Предварительна работа: чтение сказки В Катаева «Цветик - семицветик», чтение рассказов о природе Севера С. Ивченко «Удивительные леса», А. рогожин «Северные мотивы», Е. Есаулов «Арктическое чудо», рассматривание энциклопедий «Все обо всем», «Млекопитающие», рассматривание демонстрационных картин и динамических моделей «Север – царства льда и снега», О. А. Ботякова «Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи», работа с картой, глобусом, составление рассказа по картине «Дети Севера», просмотр видеофильмов «Удивительное путешествие в тундру», «Дикие животные Севера», чтение сказок народов севера «Айога», «Кукушка», самостоятельная художественная деятельность детей, п/и народов Севера «Ловля оленей», «Перетяни», рисование «Белый медведь», «Северный олень», ручной труд «Белый медведь на льдине»
Ход занятия
Воспитатель:
Дети, к нам пришла телеграмма, давайте прочитаем?
«Потеряла цветок с волшебными лепестками.
Замерзаю. На носу выросла сосулька.
Вокруг бродят белые медведи. Холодно и страшно.
Помогите!»
Воспитатель:
Ребята, вы не догадываетесь, кто просит у нас помощи?
Ответы детей.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, правильно. Просит помощи героиня сказки Валентина Катаева «Цветик - семицветик» девочка Женя.
Воспитатель: Женя потеряла волшебный цветок, потому что её желания были капризами. А у нас в группе вчера распустился просто волшебный цветок, посмотрите (показывает цветик-разноцветик).
- А где же она очутилась? Как вы думаете? Почему вокруг бродят белые медведи?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, где находится Северный полюс?
Работа с глобусом.
Воспитатель: Найдите на глобусе Северный полюс.
Дети показывают Северный полюс.
Воспитатель:
На каком транспорте можно добраться на Север?
Ответы детей.
Воспитатель:
В руки мы возьмем цветок
Поможет первый лепесток.
На Север вместе попадем,
Конечно, Женю там найдем!
Воспитатель:
-Время нам нельзя терять-
Нужно девочку спасать.
Воспитатель:
Вот мы и приземлились на Северном полюсе. Ребята, посмотрите вокруг. Царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда, бескрайние заснеженные просторы и избитые льдами острова. Чтобы выжить здесь, необходимо стать выносливым и приспособиться к непредсказуемой погоде.
(Слова воспитателя сопровождаются показом отрывка из фильма «Арктика BBC»)
Солнечные лучи едва скользят по поверхности земли, давая при этом мало тепла. Поэтому температура воздуха здесь очень низкая.
Воспитатель: Ребята, а давайте определим, какая может быть температура на Северном полюсе.
Игра «Термометр»
Дети выбирают термометр, который показывает температуру воздуха
на Севере.
Воспитатель:
-Молодцы, ребята. Температура на Севере опускается ниже 50 градусов. Как здесь холодно! Давайте согреемся, сделаем зарядку.
Физкультминутка «Холод, лед и тень…»
Здесь всюду холод, лед и тень, дети обнимают себя за плечи
Полгода — ночь, закрывают глаза ладонями
Полгода — день. выпрямляются, поднимают руки вверх
Из льда здесь люди строят дом, соединяют руки над головой — «крыша»
И океан покрыт весь льдом. разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь. ставят ладонь козырьком над глазами
И птиц ты в небе не заметишь. делают махи руками
Лишь мишка, белый, словно иней, подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни. руки на поясе, стоят смирно
Воспитатель:
-Посмотрите, на снегу чьи-то следы. Может это девочка Женя прошла?
Ответы детей (Это следы животных, а не человека.)
Воспитатель:
Чтобы узнать того, кто оставил следы, нужно разгадать загадку:
Этот житель круглый год
Лишь на Севере живёт.
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами.
А на ножках тех копыта,
Зверь хороший, не сердитый.
Мох жуёт он целый день.
Это Северный… (олень).
Воспитатель:
Может он нам путь укажет?
И где Женя нам подскажет?
Лепесток второй лети-
Нас к оленю приведи!
(на мультимедийной установке появляется изображение
Северного оленя)
Воспитатель: Ребята, вы можете рассказать о Северном олене?
Дидактическая игра «Расскажи-ка».
(дети рассказывают по мнемотаблице о северном олене).
Воспитатель: Ребята, каких ещё животных мы можем встретить на Севере? Опишите животного, не называя его.
Дидактическое упражнение «Северный житель»
(дети заполняют таблицу соответствующими символами-карточками).
Воспитатель: Много вы знаете о животных Севера, а знаете ли вы, как они сумели приспособиться жить в суровых условиях Севера?
Воспитатель: Каким должен быть кожный покров животных Севера?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, шерсть или перья должны быть очень густыми. Волосы на теле Северного оленя к концу утолщается, под ними образуется воздушный слой, который хорошо препятствует отдаче тепла. У белой совы и куропаток перья на пальцах отрастают так сильно, что совершенно скрывают их когти.
(дети выставляют на магнитную доску модель № 1 «внешний вид»)
Воспитатель: Что ещё согревает животных кроме тёплой шерсти и перьев?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Это толстый слой жира. Очень жирны песцы и белые куропатки.
(дети выставляют на магнитную доску модель № 2)
Воспитатель: Какие у животных есть приспособления для разгребания снега?
Ответы детей.
(дети выставляют на магнитную доску модель № 3)
Воспитатель: Какие животные впадают в зимнюю спячку?
Ответы детей. (дети выставляют на магнитную доску модель № 4)
Воспитатель: Почему северные животные белого цвета?
Ответы детей.
(дети выставляют на магнитную доску модель № 5)
Воспитатель: Северные олени помогают людям проезжать большие расстояния по снежной пустыне.
Олень:
Чтоб девочку скорей найти
Помогут нарты вам в пути.
Дети вместе с воспитателем:
Лепесток мы отрываем,
На нартах путь мы продолжаем.
(дети едут по кругу исполняя песню)
Едем, едем по сугробам,
По заснеженным дорогам
Нарты под гору летят
И бубенчики звенят.
Воспитатель: На нашем пути жилище человека. Как оно называется. Из чего построено?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте спросим у хозяев яранги, не видели ли они девочку Женю?
Чукча:
Женя у огня сидит
О доме плачет и грустит.
(Выходит девочка Женя, благодарит за то, что дети отправились ее выручать.)
Женя:
Меня на Севере нашли
И от холода спасли!
Всем, спасибо, говорю!
За помощь всех благодарю!
Дети:
Вот цветок, его возьми!
Лепесток ты оторви.
Как на землю упадет-
Тебя домой он вмиг вернет!
Воспитатель:
- И нам пора всем в детский сад,
Последний лепесток вернет назад!
(дети отрывают последний лепесток и отправляются на самолете в д/сад)
Воспитатель: Вот мы и вернулись из нашего путешествия. Где мы побывали?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте свои впечатления изложим в форме синквейна о Севере или о животных Севера.
Рефлексия.
Белый медведь.
Сильный, огромный.
Плавает, переваливается, охотится.
«Два медведя в одной берлоге не живут»
Владыка Арктики.
Север.
Крайний, суровый.
Сияет, вьюжит, леденит
«Ты увидишь, что напрасно называют Север крайним».
Ледяная пустыня.