Макария Мария Сергеевна
Конспект занятия «Камень». Исследовательская деятельность по методике А. И. Савенкова с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие у детей исследовательских способностей и умений.
Задачи:
- познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;
- развивать исследовательские способности детей, обучая использованию различных приемов добывания информации в ходе собственного исследовательского поиска получения знаний;
Публикация «Конспект занятия „Камень“, Исследовательская деятельность по методике А, И, Савенкова с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, цветовой гамме;
- учить выделять и называть свойства и особенности камней;
- обучать приемам исследовательской деятельности через опыты экспериментирования;
- принимать участие в групповой беседе, рассуждать, обосновывать свои высказывания, внимательно слушать собеседников;
- активизировать словарь детей; развивать доказательную речь, умение использовать сложные распространенные предложения;
- воспитывать инициативу, стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, применять свои знания при решении проблемных ситуаций.
Ход занятия:
1. Выбор темы.
- Ребята, сегодня мы будем исследовать новую тему.
- А какую именно - узнаете из загадки. Слушайте внимательно.
Загадка:
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли у дороги ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий-в ладошке лежать.
Тяжелый, большой - одному не поднять. (Камень)
2. Выбор методов исследования.
- Ребята, вспомним методы, с помощью которых мы можем получить информацию.
• «подумать самостоятельно»
• «узнать из книги»
• «спросить у другого человека»
• «обратиться к специалисту»
• «наблюдение и эксперимент»
• «посмотреть в компьютере»
3. Составление плана исследования.
- Итак, ваша задача - получить как можно больше новых сведений о том, что сегодня является предметом исследования и подготовить о нём сообщение — небольшой доклад.
- Кто хочет попробовать быть докладчиками по данной теме? (выбираем 2-х детей)
- Сегодня мы будем искать информацию в четырё х источниках: "подумать самостоятельно", "узнать из книги", "посмотреть в компьютере" и "наблюдение".
4. Сбор материала.
- Сейчас будем собирать информацию по нашей теме. Чтобы не забыть - зарисуем её на листочках.
1. Первый метод исследования "Подумать самостоятельно".
- Ребята, подумайте и вспомните, что вы знаете о камнях? (бывают большие и маленькие, камни можем увидеть на улице, в горах, в море, на даче)
- Зарисовывайте значками.
2. Второй метод "Узнать из книги".
- Как называется умная книга (энциклопедия)
(зачитываю детям о том, что разнообразные остатки и следы жизни древних существ называют окаменелостями).
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп, хлоп!
По коленкам - шлёп, шлёп!
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись!
3. Третий метод "Наблюдение и эксперимент".
- Мы будем, как настоящие учёные исследовать свойства камней.
ОПЫТ №1. Цвет.
Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).
Вывод: камни разного цвета.
ОПЫТ №2. Определение температуры.
Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный).
Значит, что мы можем сказать?
Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.
ОПЫТ №3. Плавучесть.
Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? ( Ответы детей: он утонет). А есть камень, который не тонет. Называется такой камень-пемза (показываю, затем опускаю так же в воду)
4. Четвёртый метод "посмотреть в компьютере".
- Ребята, какой вопрос можно задать компьютеру (что делают люди из камней)
(показываю детям презентацию)
5. Результат.
Обобщение полученных данных.
- Что мы нового узнали про камень (ответы детей)
Доклады.
- Итак, докладчики выходят рассказывать о проведённом исследовании. Остальные слушают и дополняют.
6. Рефлексия.
- Понравилось вам занятие?
- Что нового узнали о камнях?
- Кто-нибудь хочет дополнить или задать вопрос докладчикам?
- Спасибо, все молодцы, занятие окончено.