МААМ-картинки

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л] в словах, словосочетаниях и предложениях»

кулакова татьяна
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л] в словах, словосочетаниях и предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Дифференциация звуков р-л в словах, словосочетаниях и предложениях.

Цели: дифференциация звуков (р)-(л) в словах, словосочетаниях,

предложениях;

упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цвет,

с существительными в роде, числе и падеже;

упражнять в согласовании количественных числительных

с прилагательными и существительными разных родов;

учить подбирать родственные слова;

Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [Р]-[Л] в словах, словосочетаниях и предложениях“» размещена в разделах

развивать пространственную ориентировку, наблюдательность;

активизировать творческое мышление, воображение, память;

совершенствовать навык звукослогового анализа;

развивать мелкую моторику рук;

совершенствовать навык выразительного чтения стихотворения.

Оборудование: настенное зеркало, письмо, шахматная доска, шахматы белого и черного цвета, наборы для составления схем слов.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Логопед: Ребята, я сегодня получила странное письмо.

Приглашение в необычную страну.

( читает письмо: Дорогие дети! Мы приглашаем вас посетить нашу страну. Отгадайте загадку и поймите в какую страну мы вас приглашаем.

Загадка.

С той и этой стороны,

В клетках кони и слоны.

В клетках справа, в клетках слева

Короли и королевы.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться. (шахматы)

Но чтобы попасть в нашу страну, необходимо выполнить следующие задания.)

2. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Логопед: Сегодня мы отправимся в страну шахмат. Какого

цвета одежду носят жители этой страны?

Дети: Белого и черного.

Логопед: Но чтобы попасть в эту страну, нужно выполнить задания

королев Шахматной страны. Чего -же они хотят?

( читает письмо дальше: Ребята, вы должны правильно произносить все звуки, а особенно звуки (р) и (л).

Задание Белой королевы:- Хочу увидеть как вы подготовились к правильному произношению этих звуков.

Логопед: Ребята, давайте выполним артикуляционную гимнастику.

(дети перед зеркалом выполняют артикуляционную

гимнастику)

Задание Черной королевы: А я хочу увидеть, какие подвижные ваши пальчики.

(дети выполняют пальчиковую гимнастику «Осень»)

-Ветер по лесу летел. --- (плавные волнообразные движения

Ветер листики считал- ладонями)

Вот дубовый, --- (загибают по одному пальчику на

Вот кленовый, обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки–

Ветер бросил на тропинку. --- (спокойно укладывают ладони на

стол)

3. Упражнение «Родственные слова».

Логопед: Вот перед вами, ребята, Шахматная страна (показывает шахматную доску без фигур).Здесь живет Белая королева (ставит фигуру на доску). Она очень любит «белые» слова. Подберите слова – родственники с общей частью «бел».

Дети: Белая, беловатый, беленький, белка, белеет, белоснежный, забелить, побелить.

Логопед: Молодцы, а Черная шахматная королева любит «черные» слова. Подберите слова –родственники с общей частью «черн».

Дети: Черный, чернеть, чернеет, почернеет, чернота.

4. Повторение скороговорок со звуками (р)(л).

Логопед: Ребята, давайте проговорим скороговорки со словами, в которых есть звуки (р)(л).

Ал-ал-ал - Павел днем не спал

Ол-ол-ол - Павел видел футбол

Ул-ул-ул - Павел сел на стул

Ил-ил-ил - Павел гол забил

Ыл-ыл-ыл - у нас суп остыл

Ел-ел-ел - Павел суп не ел

Ел-ел-ел - Павел пол подмел

Ра-ра-ра - высокая гора

Ра-ра-ра - глубокая нора

Ра-ра-ра - старая кора

Ро-ро-ро - новое перо

Ру-ру-ру - скачет кенгуру

Ры-ры-ры - Рома видит рыб

5. Упражнение «Армия».

Логопед: В каждой стране есть армия. В Шахматной стране две армии – Белая и Черная. Необходимо пересчитать солдат.

(дети по очереди выставляют пешки и считают их)

Дети: Один белый солдат, два белых солдата, три белых солдата и т. д. Один черный солдат, два черных солдата и т. д.

6. Упражнение «Определить местонахождение предмета»

Логопед: Черные и белые жители любят путешествовать по шахматному полю. Расставляйте фигуры и говорите. где они находятся. Например, белый конь находится в верхнем правом углу.

Дети: Белая королева в правом нижнем углу. Черная пешка посередине. Белая ладья в левом верхнем углу и т. д.

7. Преобразование слов.

Логопед: Ребята, я снова возвращаюсь к письму Шахматных королев. В нем есть следующее задание: Белая королева задает вам слова, в которых есть звук (л, а Черная королева хочет, чтобы вы заменили звук (л) на (р) и проговорили эти слова.

ЛАК – РАК

ЛОВ – РОВ

ЮЛА – ЮРА

ЛУКА – РУКА

УКОЛ – УКОР

ЛОЗА – РОЗА

Логопед: Молодцы, ребята. А теперь работаем наоборот. Меняем в словах звук (р) на звук (л).

БУРКИ – БУЛКИ

РОЖКИ – ЛОЖКИ

ПРОШКА – ПЛОШКА

ПОРКА – ПОЛКА

РОЗА – ЛОЗА

РАД – ЛАД

РАМА - ЛАМА

8. Игра «Повтори и запомни».

Логопед: Я называю цепочку слов, а вы повторяете слова в той же

последовательности.

Целый, смелый, спелый

Бокалы, каналы, пеналы

Мир, пир,тир

Командир, кефир, пассажир

Лыжи, лыжник, булыжник

Вокзалы, обвалы, бокалы

Бор, двор, хор

Пар, шар, комар

Милый, вялый, белый

Базар, пожар, загар

9. Игра «Четвертый лишний» (дети называют лишнее слово и объясняют почему оно лишнее).

Белый, алый, голубой, унылый

Унылый, веселый, спелый, смелый

Сарафан, рукав, рубашка, сорочка

Муравей, саранча, таракан, ворона

10. Звукослоговой анализ слов : РУЛОН, КРЫЛО, РЫБОЛОВ, КРОКОДИЛ.

(дети выкладывают схемы слов, определяют количество слогов, местонахождение звуков (л) –в начале, середине или конце слова)

11. Выразительное чтение стихотворений со звуками (р)(л).

Логопед: А теперь, ребята, давайте для жителей Шахматной страны прочтем выразительно стихотворения.

***

Ворона вороненку

Купила распашонку:

С розовым воротником

И с коротким рукавом.

Но вырос вороненок

Из этой распашонки.

И теперь ворона-мать

Рубашку будет покупать.

На карманах у рубашки

Ворона вышьет по ромашке.

***

По небу голубому,

На белом-белом облачке

Плывет слоненок к дому,

Словно в мягкой лодочке.

Солнце мило улыбается

И своим лучом,

Лодочки нежно касается,

Лаская слоненка теплом.

11. Итог занятия.

Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Жители Шахматной страны прощаются с вами и будут ждать следующей встречи.

А я у вас хочу спросить: какие звуки мы сегодня повторяли, проговаривали в словах и предложениях?

Дети: Мы повторяли звуки (р) и (л).

Логопед: Охарактеризуйте эти звуки.

Дети: Звук (р) - согласный, твердый, звонкий.

Звук (л) - согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Молодцы, ребята. На этом наше занятие окончено.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Игра «Цитрусовое лото» для дифференциации звуков [л]-[р]-[л’]-[р’] в словах и предложенияхИгра «Цитрусовое лото» для дифференциации звуков [л]-[р]-[л’]-[р’] в словах и предложениях .

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложенияхКонспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях Занятие проводится на материале лексической темы «Лето. Лес». Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закреплять произношение звука [л’].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.

Конспект занятия «Платье для Золушки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж] в словах и словосочетаниях»Конспект занятия «Платье для Золушки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж] в словах и словосочетаниях» Конспект занятия «Платье для Золушки» (Автоматизация звуков Ш,Ж в словах и словосочетаниях) Цель. Автоматизация звуков [ш], [ж] в словах.

Логопедическая игра «Спрятанное слово» для автоматизации звуков в словах и предложенияхЛогопедическая игра «Спрятанное слово» для автоматизации звуков в словах и предложениях Предлагаю вашему вниманию занимательную игру для старших дошкольников, с помощью которой можно автоматизировать любые звуки. Игра проходит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л] в словах, словосочетаниях и предложениях»
Опубликовано: 27 июля 2023 в 18:46
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л] в словах, словосочетаниях и предложениях»» (включая файлы) размещена пользователем кулакова татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД