Приложение МААМ

Конспект занятия «Мы — исследовали»

Светлана Марченкова
Конспект занятия «Мы — исследовали»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №1 «Аленький цветочек» г. Карачев

Конспект занятия по экологии

в старшей группе

Тема:

«Мы – исследователи»

Составила: воспитатель первой квалификационной категории: Марченкова Светлана Владимировна

Публикация «Конспект занятия „Мы — исследовали“» размещена в разделах

Программные задачи. Уточнить и расширить знания детей о воздухе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Расширять и активизировать словарь: ученые – исследователи, лаборатория, коллеги. Продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Интеграция образовательных областей. Коммуникация, познание, музыка, здоровье, труд, безопасность.

Материал. Визитка "Ученый-исследователь", камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало (на каждого ребенка); банка с водой, стакан, кусок резины, резиновая игрушка, весы, два воздушных шарика.

Предварительная работа. Наблюдения, экскурсии, опыты, эксперименты, беседы, чтение загадок.

Литература. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, С. Н. Николаева «Юный эколог», Н. А. Рыжова «Наш дом – природа», Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

Ход занятия:

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Такой большой, что занимаю мир,

Такой маленький, что в любую щель пролезаю.

(воздух)

Правильно, а почему вы так решили?

Дети: Воздух везде; вокруг нас, на небе, на всей земле.

Воспитатель: Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые-исследователи?

Дети: Люди, которые занимаются исследованиями.

Воспитатель: Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (Прикрепляет на грудь детям визитки). Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдите в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Опыт:

Воспитатель: Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камень - это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?

Дети: Дерево, ракушки, кирпич, металл и т. д.

Воспитатель: А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Дети: Нет, нельзя. Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ - НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО.

Опыт:

Воспитатель: Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? Дети: Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.

Воспитатель: Что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что же такое вода? Вода - это жидкость. Назовите другие жидкости.

Дети: Сок, кефир, молоко, кисель и т. д.

Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ - НЕ ЖИДКОЕ ТЕЛО. Воспитатель: Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он - не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит он - не жидкость.

Можно сделать вывод: Воздух не твердое тело и не жидкость. Воздух - это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот это наше открытие. Продолжим исследования.

Воспитатель: Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?

Опыт:

Воспитатель: Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей)

Дети: Делаем вывод: Он наполнен воздухом, но мы его не видим.

Опыт:

Воспитатель: А теперь помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем?

Дети: Ветер, воздух движется.

Воспитатель: Делаем вывод: ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА МЫ МОЖЕМ ОЩУЩАТЬ.

Физкультминутка

(дети имитируют движения).

Ветер тихо клен качает.

Вправо влево наклоняет.

Раз - наклон

И два - наклон,

Зашумел листвою клен.

(предлагаю сесть) Воспитатель: Воздух есть везде. Проверим это.

Опыт:

Воспитатель: Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали?

Дети: Свист, воздух с шумом выходит из груши.

Воспитатель: А теперь закроем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает?

Дети: Палец, закрывающий отверстие и воздух, находящийся внутри груши.

Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ, НАХОДЯЩИЙСЯ В ГРУШЕ, МЕШАЕТ ЕЕ СЖАТЬ.

Опыт:

Воспитатель: А теперь бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит?

Дети: Из мела выходят пузырьки воздуха.

Воспитатель: Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ВОЗДУХ ЕСТЬ ВЕЗДЕ: В ПАКЕТЕ, В ГРУШЕ, В МЕЛЕ.

А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.

Воспитатель: Занимает ли воздух место?

Опыт:

Воспитатель: Опустим перевернутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете?

Дети: Вода в стакан не вливается.

Воспитатель: Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему?

Дети: Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей.

Опыт:

Воспитатель: А теперь закроем трубочку пальцем и опустим ее в воду. Что произошло?

Дети: Вода не поступает в трубочку.

Воспитатель: Открою отверстие трубочки. Почему вода вошла в трубочку? Воздух вышел из трубочки, и туда влилась вода. Делаем вывод: ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО.

Воспитатель: А теперь узнаем, имеет ли воздух вес?

Опыт:

Воспитатель: Возьмем два воздушных шара. Внутри одного находится воздух, а другой сдутый, без воздуха. Их кладем на весы. Что наблюдаем: чаша весов с надутым шаром перевесила. Почему? Делаем вывод: ЧАША ВЕСОВ ПЕРЕВЕСИЛА, ПОТОМУ ЧТО ШАРИК НАПОЛНЕН ВОЗДУХОМ. ЗНАЧИТ, ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС.

Опыт:

Воспитатель: А сейчас возьмем кусочек резины и бросим его в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что у нее внутри? Дети: Воздух.

Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС, НО ОН ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ВОДА. Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха?

Дети: Воздух занимает место и имеет вес.

Воспитатель: Правильный вывод, коллеги. А для чего нам необходим воздух?

Дети: Для дыхания.

Воспитатель: Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.

Опыт:

Воспитатель: Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько подуем в нее. Что вы наблюдаете?

Дети: Пузырьки воздуха.

Воспитатель: Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

Опыт:

Воспитатель: Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему?

Дети: предположения детей.

Воспитатель: Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

Воспитатель: А теперь подойдите к плакату и расскажите, как дышит человек, и как воздух проникает в организм.

Дети: Через нос и рот воздух вдыхается и попадает в легкие. А там через трубочки-сосуды, по которым течет кровь, отдает необходимые для жизни человека вещества, а забирает вредные, ненужные, и выдыхает, выталкивая их наружу.

Воспитатель: Правильно. А теперь положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании?

Дети: При вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются. Воспитатель: А теперь попробуйте не дышать. Долго смогли вы продержаться без дыхания? Нет. Делаем вывод: БЕЗ ДЫХАНИЯ ЖИЗНИ НЕТ.

Воспитатель: Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха?

Ответы детей: Дым из трубы, дым из машин.

Воспитатель: Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?

Дети: Сажать больше цветов, деревьев.

Воспитатель: Давайте посадим зернышко в землю и через некоторое время у нас вырастет прекрасное растение. Если вы с родителями посадите хотя бы по одному дереву, цветочку, то воздух в нашем городе станет намного чище.

(Звучит негромкая музыка, дети строятся в круг)

Воспитатель: У вас хорошее настроение? Дети: Да. Воспитатель: Передайте его своим друзьям, возьмитесь за руки. (звучит негромкая музыка) Воспитатель: Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Ребята, я улыбнулась вам и вы улыбнитесь друг другу, дотроньтесь друг до друга ладошками, чтобы у вас на весь день было хорошее настроение.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Звуки [Л] — [Л’]» Домашнее задание 1. Назвать характеристику и артикуляцию звука «Л», «Ль». В чем их сходство и в чем их различие? 2. Вспомнить и назвать.

Конспект интегрированного занятия занятия в младшей группе «Поможем Маше-растеряше» Задачи: * Продолжать пополнять знания об одежде, обуви и головных уборах; * познакомить с книгой Л. Вороньковой "Маша растеряша"; * прививаем.

Конспект занятия интегрированного занятия лепка «Мячик для котенка»Конспект занятия интегрированного занятия лепка «Мячик для котенка» Подготовила воспитатель: Шалаева Татьяна Андреевна. Конспект занятия по лепке «Мячик для Котенка» Задачи: формировать умение скатывать комки.

Конспект занятия «Фрукты» Конспект занятия на тему «Фрукты» Цель: Уточнить и расширить представления детей о фруктах: названиях, внешних и вкусовых качествах, местах.

Конспект занятия «Мебель» Программные задачи: - учить понимать обобщающее слово «Мебель» - расширять и активизировать словарь по данной теме - учить образовывать.

Конспект занятия «Посуда» Тема занятия «Посуда» Цель занятия – закрепить знания детей об отдельных предметах посуды Задачи: 1) Обучающая: учить отличать чайную посуду.

Конспект занятия в старшей группе «Времена года. Зима. Занятия и одежда детей» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация» Цель: продолжать пополнять.

Конспект занятия «Бубен» ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов. ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: способствовать формированию интереса к муз.

Конспект занятия «My house» Тема: “ My house”. Занятие 1 Задачи: 1. Ввести новую лексику по теме. 2. Учить детей правильно произносить звуки [w], [z], [d], [n]. На картине.

Конспект занятия «Инструменты» Тема занятия: Инструменты Цель: развитие связной речи по теме. Задачи: 1. закрепить обобщающее понятие «Инструменты», 2. закрепить умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Мы — исследовали»
Опубликовано: 12 октября 2018 в 20:06
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Мы — исследовали»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Марченкова (УИ 167458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД