Ирина Кузнецова
Конспект занятия «Бубен»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов.
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: способствовать формированию интереса к муз. инструментам и бережному отношению к ним.
-различать тембры муз. инструментов.
-побуждать к проявлению творчества.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: развивать желание играть на муз. инструментах.
-использовать разнообразные приемы игры на муз. инструментах
-развивать эмоциональную активность.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Публикация «Конспект занятия „Бубен“» размещена в разделах
-альбом с фотографиями муз. инструментов, слайды, репродукции картин, портреты композиторов;
-беседа - выявление имеющихся у детей знаний, активизация их мыслительной деятельности;
-использование считалок, загадок, стихов;
-слушание муз. фрагмент «Испанское каприччио» Н. Римского-Корсакова,
Итальянский танец «Тарантелла».
Дети заходят в группу, рассаживаются.
МУЗ. РУК. (м. р.) Дети, сегодня у нас увлекательное путешествие в мир музыкальных инструментов. Они находятся в этом красивом сундучке.
Как вы думаете, какие? (дети называют известные им музыкальные инструменты). Молодцы! Вы назвали много разных инструментов, а какие на самом деле там лежат, вы узнаете, отгадав загадки. (После правильного ответа вынимается названный инструмент)
ЗАГАДКИ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
1. Весельчак, а не буян, наш любимый (барабан)
2. Пляшет он, в руках звенит, всех людей он веселит. (бубен)
3. Что это за палочка? Что это за трубочка? Дунешь в дырочку – и вот,
Она сразу запоет. (дудочка)
4. Дин – дон, дин – дон, узнаете этот звон? Никогда он не грустит,
Переливисто звенит. (колокольчик)
М. Р. : Я знаю, что вам было бы интересно узнать больше об этих инструментах, и мы обязательно поговорим о каждом из них. Но наше знакомство с музыкальными инструментами предлагаю начать с бубна.
Посмотрите, пожалуйста, на два бубна (показ детям игрушечного и профессионального). Давайте их сравним, в чем их отличия (ответы детей)
Правильно! Первый бубен – игрушечный, из пластмассы, очень легкий и яркий, украшен рисунками. Второй бубен большого размера, он более тяжелый, не такой яркий. И играют на нем взрослые, профессиональные музыканты. Посмотрите, у бубна есть деревянный обруч с отверстиями, в которые вставлены металлические тарелочки-погремушки. Сверху натянута кожа, а с другой стороны прикрепляются струны с бубенчиками. Когда человек потряхивает или бьет по коже, бубен и стучит и звенит одновременно. (показ различных приемов игры, исполняя несложные ритмы).
Давайте вместе подумаем, как называют человека, который играет на бубне.
На скрипке играет (скрипач, на трубе – (трубач, на пианино – (пианист,
а на бубне (бубнист). Посмотрите, как по-разному выглядят люди, играющие на бубнах (показ). А вот как их изготавливают в мастерской. (показ).
А сейчас, чтобы почувствовать себя настоящими бубнистами, поиграем в игру «ВЕСЕЛЫЙ БУБЕН».
ИГРА: Дети встают в круг и под напевание – «Ты катись, веселый бубен, быстро, быстро по рукам! У кого веселый бубен, тот сейчас станцует нам»
Передают бубен по кругу. Тот, на ком закончилась песня, выходит в центр круга и отбивает несложный ритм или использует плясовые движения с бубном, остальные хлопают.
М. Р. : (звучит фонограмма «Звуки бубна»). Люди придумали и начали изготавливать бубны в глубокой древности. Самые древние муз. инструменты – бубен и барабан. Они появились в те времена, когда люди жили в пещерах, охотились за животными и приносили добычу. Шкуры животных были очень нужны людям, как вы думаете, для чего? Правильно! Чтобы шить одежду, утеплять свои жилища, а также для изготовления бубнов. Шкуры долго вымачивались, затем сушились и потом их натягивали на деревянный обруч.
Старинные бубны не похожи на современные. У них нет ни тарелочек, ни бубенчиков, у них разная форма: не только круглая, но и овальная. С обратной стороны делалось перекрестье, за которое брался человек и били по нему не рукой, а колотушкой. Как вы думаете, для чего? Правильно, чтобы звук был звонче.
Некоторые старинные бубны сохранились до нашего времени. Их мы можем увидеть в Музее музыкальной культуры им. Глинки, в Москве, там собрана огромная коллекция старинных музыкальных инструментов со всего мира. Как вы думаете, на них можно играть? (ответы) На них больше не играют, их рассматривают, там тоже есть старинные бубны.
Когда люди научились рисовать, они стали украшать бубны рисунками, разными символами. Рассмотрите внимательно изображения и скажите, что чаще всего изображали на бубнах (людей, животных, птиц, солнце).
В старину дети часто играли в разные игры с бубнами. Давайте встанем в круг и тоже поиграем, считалкой выберем водящего.
«БУБЕН» русская народная игра.
В центр зала выносится «пенек», на который садится водящий. Дети берутся за руки и движутся по кругу под слова:
М. Р. : Бубен сел на пенек. Просидел там весь денек (останавливаются)
Коза бежала – рогами бодала:»ме-е-е!»(приставляют пальцы к голове)
Конь скакал – копытом поддал: Иго-го (руки перед грудью и топают копытом).
Свинка проходила – бубен уронила : Хрю-хрю (приставляют кулачки к лицу, изображая нос)
Бубен с пня свалился, по дороге покатился(«Бубен» встает и бежит по внутреннему кругу)
Долго катил и…в лужу угодил (останавливается и садится на пол)
В луже извозился, в луже измочился(«выжимает» мокрую одежду)
Да на всех рассердился (встает с сердитым лицом)
Замахал руками, застучал ногами, побежал за нами (ловит детей)
(пойманный ребенок становится «бубном»)
М. Р. : На Руси бубен был одним из любимых инструментов. Ни один праздник не обходился без звонкого веселого бубна. Посмотрите на уличных музыкантов- скоморохов, у каждого в руках какой-либо музыкальный инструмент. Что это за инструменты (гусли, балалайка, бубен, барабан, дудка).Скоморохи могли выделывать разные фокусы, могли подбросить бубен, постучать по коленям, по голове. (рассматривают изображения). Давайте и мы поиграем с бубном.
Проводится игра «КТО СКОРЕЕ УДАРИТ В БУБЕН» муз. Л. Шварца.
М. Р. : Дети, я думаю, вы узнали сегодня много интересного о замечательном
музыкальном инструменте – бубне. Сейчас я хочу вам задать несколько вопросов, а ваши ответы покажут, что вы запомнили из сегодняшней беседы.
1. Какие два самых древних муз. инструмента вы знаете (Бубен, барабан)
2. С какими тремя видами бубнов вы познакомились (С детским, профессиональным и старинным)
3. Какие основные материалы нужны для изготовления бубна (дерево и кожа)
4. Как называют музыканта, играющего на бубне (бубнист)
5. Как называли бродячих музыкантов (Скоморохи)
6. Что чаще изображалось на старинных бубнах (солнце, река, животные, птицы)
7. Где мы можем увидеть старинные бубны (в музее муз. инструментов).