Юлия Клочек
Конспект занятия «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье : каж дый ребенок одновременно сын (дочь, внук (внучка, брат (сестра); мама и папа — дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям — членам семьи.
Материал. Матрешка с шестью матрешками-вкладышами, мяч, корзиночка, 3 комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки, 3 листа белой бумаги формата A3, текст стихотворения С. Маршака «Матрешки», фото графии членов семей детей и педагога, по одной общей семейной фотографии детей и педагога, планшет (наборное полотно) для раз мещения фотографий.
Публикация «Конспект занятия „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Предварительная работа. Разучивание пальчиковых игр «Кто жи вет в семье», «Как у деда Ермолая». Рассказывание и чтение ска зок «Три медведя», «Коза с козлятами», «Три поросенка»; стихотво рения А. Барто «Две сестры глядят на брата». Альбом «Как я провел лето». Игры: сюжетно-ролевая игра «Семья»; дидактические игры «Накроем стол для чаепития», «Папино, мамино хозяйство», «По можем маме». Беседа о том, как нужно называть родителей, бабуш ку, дедушку.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, а отгадку найти в группе, на полке с игрушками.
В этой куколке-девице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица —
Для меньшей темница.
(Матрешка)
Хвалит ребят за правильную отгадку, берет в руки матрешку. Спрашивает, хотят ли дети познакомиться с гостьей Матрешкой.
Воспитатель от имени Матрешки знакомится с ребятами: «Меня зовут бабушка Матрена. Я кукла деревянная, круглолицая, румяная. В разноцветном сарафане, с кружевным платком в кармане. Пришла я в гости не одна. Со мной мой муж — дед Антон, две мои дочки Маша и Даша, и мои внуки: Маришка, Иришка и Тимошка — чуть больше орешка».
Педагог интересуется, где же перечисленные родственники бабуш ки Матрены. Предлагает ребятам поискать их.
Дети ищут и находят матрешки-вкладыши в большой матрешке. Все матрешки выставляются на столе.
Педагог. Ребята, можно ли сказать, что все матрешки — это од на большая, дружная семья? Почему? (Рассуждения детей.) Бабушка Матрена очень любит играть в разные игры со своими внучатами, а раньше играла с дочками, когда они были маленькие. Она хочет по играть с ними и с вами. Проводится дидактическая игра-рассуждение «Кто ушел? Кто пришел?»
Воспитатель называет действия и манипулирует игрушками, дети называют имена матрешек.
Педагог. Ушла бабушка. (Матрена.) Пришла ее старшая дочь. (Маша.) Ушла старшая дочь, прибежали две ее дочки. (Маришка и Иришка.) Убежали девочки, пришел дед. (Антон.) К деду Антону при шла другая дочь. (Даша.) Пришел и маленький Дашин сынишка. (Тимошка.) Дед. (Антон, дочь. (Даша) и маленький внучок. (Ти мошка) ушли, и снова пришла бабушка Матрена.
Бабушка Матрена. А какие семьи у вас, ребята? Кто есть в семье у Оли (Вовы, Олеси, Ксюши, Маши? Предлагаю вам попробовать составить портрет своей семьи из картинок.
Проводится игра «Составь портрет своей семьи».
В игре принимают участие трое детей. На ковре лежат листы бе лой бумаги формата A3 и три комплекта картинок (бабушка, дедуш ка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки). Воспи татель предлагает каждому ребенку составить из картинок портрет его семьи. Игра повторяется 2—3 раза.
Бабушка Матрена хвалит детей и говорит, что семья — самое до рогое, что есть у человека. Все члены семьи любят друг друга, забо тятся друг о друге.
Педагог (обращаясь к Матрене). Знаешь, Матренушка, нашим ребятам нравится рассматривать фотографии своей семьи. Давайте рас скажем истории про наши семьи. Первую семейную историю расска жу я. (Ставит фотографию на мольберт.) На этой фотографии моя семья изображена летом на даче. Мы всей семьей любим, выращивать овощи, купаться в реке, загорать, отдыхать, ловить рыбу. На этой фо тографии мои самые близкие родственники: мой муж и наши дети — сын и дочь.
Далее желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Все фотографии бабушка Матрена выставляет на мольберт, хвалит ре бят за интересные рассказы о семье и обращает внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи улыбаются, находятся близко друг к другу — им хорошо вместе.
Затем воспитатель показывает детям индивидуальные фотографии членов их семей и задает вопросы:
— Кто Ваня для своей мамы? (Ваня для мамы сын.)
— Чьи дети Ваня и Таня? (Дети мамы и папы.)
— Чьи они внуки? (Внуки бабушки и дедушки.)
— Чья это мама? (Мама Тани, дочки, девочки.)
— Чья это бабушка? (Бабушка Тани и Вани.)
— Кто сестра Вани? (Таня, девочка.)
Бабушка Матрена говорит, что очень любит своих ласковых вну чат и спрашивает, умеют ли ребята быть ласковыми.
Проводится игра с мячом «Назови ласково».
Дети встают в круг. В центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребенку и называет любого члена семьи, например: «Мама» (папа, сестра, брат, бабушка, дедушка). Ребенок, поймав ший мяч, должен назвать маму ласково (мамочка, мамуля, мамулечка, матушка).
Далее воспитатель обращает внимание ребят на корзиночку, кото рую принесла с собой бабушка Матрена: «Кому на ладошку бабушка Матрена поставит корзиночку, тот должен положить в нее добрые де ла, которые делает дома вся семья».
Дети стоят в кругу. Воспитатель ходит по кругу, ставит на ладони ребенка корзиночку, а тот называет добрые дела всей семьи (готовить вкусную еду, ходить в магазин, ухаживать за больным дедушкой, мыть посуду, стирать белье, пылесосить, гулять с собакой, трудиться на да че и т. д.).
Матрена благодарит ребят за полную корзиночку добрых дел, ко торые они назвали. Воспитатель благодарит бабушку Матрену, детей и делает вывод: «У всех вас есть мамы, папы, бабушки, дедушки, у кого-то есть брат, сестра. Это — семья. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья очень нужна каж дому человеку. Семья может быть большая и маленькая. Главное — чтобы члены семьи любили друг друга, были внимательны и забот ливы по отношению друг к другу».
В заключение бабушка Матрена приглашает свою большую семью и всех детей пить чай с пирогом.