Марина Владимировна Булгакова
Конспект занятия «Мои помощники — органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Занятие по программе «Мир вокруг нас» на тему «Мои помошники-органы чувств» разработано для дошкольников 6-7 лет. Данное занятие рекомендуется проводить в середине года, когда по программе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с блоком тем «Человек. Внутреннее и внешнее строение человека».
В основу занятия положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий.
Публикация «Конспект занятия „Мои помощники — органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Для того чтобы занятие прошло более эмоционально, педагог вводит сюрпризный момент с приходом на занятие человечка, у которого нет органов чувств, дети вместе с педагогом определяют проблему, которую необходимо решить по ходу работы на занятии, ставят цель занятия.
В ходе занятия дошкольники опытным путем выполняют различные задания, в процессе выполнения которых, знакомятся с органами чувств, определяют их роль и значимость в жизни человека. В процессе работы над заданиями дети помогают человечку преобрести органы чувств.
С детьми проводится физкультминутка, которая помогает им еще раз повторить и запомнить органы чувств.
В ходе занятия дети делают вывод о значении органов чувств в жизни человека.
В конце занятия дети делятся своими впечатлениями, рассказывая, что больше всего понравилось на занятии.
Тема: «Мои помошники – органы чувств»
Цель: познакомить детей с органами чувств человека.
Задачи:
- Познакомить с понятием «органы чувств»
- Закрепить умения называть органы чувств
- Воспитывать у детей умение работать парами совместно, уважая мнения других детей.
- Развивать интерес к исследовательской деятельности при выполнении опытно-практической деятельности.
Оборудование: рисунок человечка, одноразовые стаканчики с водой сладкой и обычной, апельсин, ручка, ластик, карандаш, мел.
Форма работы: фронтальная, групповая
План занятия :
1. Вводная часть: Сюрпризный момент: приход на занятие человечка без органов чувств. Определение темы и цели занятия, выделение проблемы, обсуждение выхода из проблемной ситуации. 1 мин
2. Основная часть: Опытно-практическая деятельность, выполнение заданий, нахождение органов чувств для человечка. Физ. минутка «Органы чувств». Проверка правильности выполнения и оценивание своей работы. 22 мин
3. Итог занятия : Беседа с детьми о том, что больше всего понравилось на занятии. Что больше запомнилось. 2мин
Ход занятия
1. Вводная часть:
Педагог: Здравствуйте, ребята, рада приветствовать вас на нашем занятии!
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.
- Ребята, а вы знаете кто такие исследователи?
Дети: Это люди, которые открывают что-то новое, что-то исследуют.
Педагог: Но, прежде чем начать, я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком.
- Скажите, что в нем необычного? Чем он интересен?
Дети: У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук
Педагог: Как, одним словом можем назвать эти части лица? (Органы чувств)
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего занятия?
Дети: Органы чувств.
Педагог: А точнее «Наши помощники – органы чувств»
- В конце занятия вы мне ответите на вопрос:
Почему органы чувств называют нашими помощниками?
- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего занятия :
Познакомиться с (органами чувств)
Узнать…. (для чего они нужны)
- Ребята, как вы думаете, что же мы можем сделать с человечком, можем ему как-то помочь? Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком?
Дети: помочь получить органы чувств.
Педагог: Верно, по ходу работы поможем нашему герою приобрести органы чувств.
2. Основная часть:
Педагог: И так, начнем работу, только выполнив все задания поможем человечку преобрасти все органы чувств.
Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу, сказать какой орган чувств помог вам выполнить задания.
Работать сегодня предлогаю в группах.
Задание для 1 группы: Рассмотреть картинку, сказать какое задание нужно выполнить, выполнить это задание. (найти отличие между двумя клоунами)
Задание для 2 группы: с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки (прослушать звуки (дождь, ветра).
Задание для 3 группы: определить, какая вода в стаканах (в стаканах налита вода, в одном сладкая, в другом простая)
Задание для 4 группы: в коробке находятся предметы, определить их на ощупь.
Задание для 5 группы: с закрытыми глазами определить по запаху что лежит на тарелке.
Выступает 1 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли….
Педагог: При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.
- Вы хорошо справились с заданием.
- Помогите нашему герою увидеть красоту звездного неба, прикрепите человечку глаза
Выступает 2 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог язык…
Педагог: Что помог определить вкус воды? (язык)
- Молодцы. С задание справились верно.
- Поможем нашему герою почувствовать вкус спелых фруктов, давайте прикрепим язык человечку.
-Ну, а сейчас, немного отдохнем.
Физ. минутка.
Одна дана нам голова,
А глаза два
И уха два,
И два виска, и две щеки,
И две ноги, и две руки.
Зато один и нос и рот.
А будь у нас, наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка,
Мы только бы и знали,
Что ели да болтали!
Выступает 3 группа. У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог….
Научное название- ….
Педагог: Что вам помогло определить содержимое банок? (нос)
- А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.
- Помогите нашему герою почувствовать запах полевых цветов, прикрепите нос человечку.
- Выступает 4 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли.
Педагог: Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)
- Верно, справились с заданием.
- Поможем нашему герою ощутить мягкость лесных мхов, подарите ему руки
- Выступает 5 группа. Выполнить задание нам помогли….
Педагог: Что вам помогло услышать звуки? (уши)
- Вы постарались, выполнили задание верно.
- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь?
Дети: Подарить ему уши.
Обобщающая беседа.
Педагог: Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными исследователями.
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале занятия?
- Сколько у человека органов чувств?
- На какой вопрос вы должны мне ответить?
- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.
- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?
Итог занятия :
Педагог: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за работу.
- Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным и у него всё получалось.
- Поднимите руку, кто считает, что у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих занятиях.
Дети достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт – человека похожего на нас.
Реализуя системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что исследования делают процесс познания более продуктивным.
Самоанализ занятия «Наши помошники – органы чувств».
1. Данное занятие относится к занятию – знакомство. Данное занятие проводится в разделе: «Живая природа». Впоследствии, приобретённые знания будут использованы при рассмотрении тем следующих занятий и в дальнейшей жизни.
2. На данном занятии были отражены все требования программы «Мир вокруг нас» по данной теме. Дети были активны на протяжении всего занятия. Повышенная активность детей наблюдалась при выполнении экспериментально-практической деятельности. Благодаря постоянной смене деятельности, поддерживался познавательный интерес на протяжении всего занятия. В процессе занятия было изучено и закреплено понятие – органы чувств, умение выделять особенности, каждого органа чувств, их отличия.
3. На занятии имели место различные виды деятельности педагога: опрос, беседа и выявление имеющихся знаний у детей по данной теме. Организация совместной деятельности детей, проведение физ. минутки. Выполнение практической работы, исследовательской деятельности, самостоятельной работы. На протяжении всего занятия присутствовала достаточно тесная взаимосвязь между педагогом и детьми и достаточно дружелюбная атмосфера между обучающимися.
4. На протяжении всего занятия дети были вовлечены в основные мыслительные операции: дети размышляли, сравнивали, исследовали.
5. Воспитательные возможности данного занятии достаточно велики. воспитывается желание помогать окружающим, умение совместно выполнять задания, совещаться, обговаривать действия.
6. Занятие было организовано с учётом всех санитарно – гигиенических норм. Продолжительность занятия 25 минут. Проведена была физ. минутка.
7. В ходе проведения занятия, отклонения от плана занятия не наблюдалось. Педагогу удалось решить поставленные задачи и избежать при этом перегрузки учащихся. Общая самооценка педагога данного занятия достаточно высокая.
Используемая литература:
1. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми)
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : ТЦ СФЕРА, 2004.