Ольга Трещейко
Конспект НОД по экологии с Элементами оздоровления «Наши умные помощники — органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
С ЭЛЕМЕНТАМИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
«Наши умные помощники - органы чувств"
Цель:
1. Сформировать у детей представление о различных средствах и способа познания окружающего мира.
2. Закрепить знания об органах чувств.
3. Помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками.
Публикация «Конспект НОД по экологии с Элементами оздоровления „Наши умные помощники — органы чувств“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Задачи:
1. Развивать зрительное, слуховое, вкусовое, тактильно-двигательное восприятие Развивать умение детей анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека
2. Учить понимать, что правильное восприятие предмета является необходимым для дальнейшей деятельности Воспитывать у детей потребность в тщательном уходе за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены
3. Пополнять словарный запас детей за счет качественных прилагательных (“сладкий”, “горький”, “громкий”, “вкусный” и т. д., работать над интонационной выразительностью, связностью речи
Материал к занятию» Альбом художника», «Чудесный мешочек», стаканчики с водой разного вкуса, зеркала, письмо, аудиозапись.
Ход занятия
Занятие начинается с упражнения для снятия мышечных зажимов и снижения психоэмоционального напряжения “Тихое озеро”.
Педагог говорит: “Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.
Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.
Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.
Упражнение провести под спокойную, расслабляющую музыку.
2. Далее педагог предлагает детям сходить в гости в город веселых человечков. Для того чтобы попасть в этот город, нужно открыть замок на городских воротах. Дидактическая игра “Подбери ключ к замку”.
Дети открывают дверь. На фланелеграфе изображены лица человечков, они очень грустные, плачут. Рядом написано:SOS! Педагог спрашивает детей о настроении человечков, можно ли их назвать веселыми. Если нет, то почему? Дети разбираются в мимике человечков. Затем педагог обращает внимание на слово “СОС!” Спрашивает детей о том, что это за сигнал, в каких случаях люди им пользуются. Дети отвечают.
Педагог читает письмо веселых человечков, в котором они рассказывают о своей беде. Веселые человечки разучились пользоваться своими органами чувств, и от этого в городе все перепуталось. Веселые человечки просят детей помочь им снова научиться пользоваться органами чувств.
Педагог просит детей вспомнить, какие органы чувств они знают. После перечисления (рот, нос, глаза, уши, кожа) педагог загадывает детям загадки об органах чувств :
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам (глаза)
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет (нос)
Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки.
Что же это? Наши (ушки)
Чтоб попробовать компот,
Есть у человека (рот)
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша (кожа)
3. Педагог начинает путешествие по городу. Первая остановка дома художника. Воспитатель обращает внимание на картинку с изображением художника, спрашивает у детей о профессии этого человечка, как они об этом догадались, обращает внимание на его настроение. Затем говорит: “Художник разучился пользоваться глазами, и теперь его картины никому не нравятся”. Педагог предлагает детям заглянуть в альбом художника и найти ошибки, а затем их исправить.
Дидактическая игра “Что художник нарисовал неправильно?”
После выполнения заданий педагог вместе с детьми обобщает, для чего людям нужны глаза. Предлагает одному из детей выложить на фланелеграфе слово “Глаза”.
Далее педагог предлагает детям выполнить гимнастику для глаз. Помощник воспитателя в руках с морковкой встает в одном углу зала, воспитатель с капустой – в противоположном. На слово “морковка” вверх поднимают морковь, дети смотрят на нее, затем вверх поднимают капусту, дети переводят взгляд на нее. Голова при этом не должна шевелиться.
Дети продолжают путешествие по городу и подходят к домику девочки-садовода. Педагог предлагает детям определить чем занимается эта девочка, сказать о ее настроении: “Девочка выращивала в своем огороде ароматные фрукты, овощи, цветы. А теперь она совершенно разучилась распознавать их по запаху. Что нужно сделать, чтобы определить по запаху тот или иной предмет?” (Его нужно понюхать, для этого у человека есть НОС.)
Дидактическая игра “Узнай по запаху”.
После выполнения задания педагог совместно с детьми делает вывод о том, для чего нужен нос. Ребенок на фланелеграфе выкладывает слово “Нос”.
Проводится дыхательное упражнение “Аромат цветов”.
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося “А-ах!”.
Дети подходят к домику эколога. Определяют профессию этого человечка, обращают внимание на его настроение. Педагог говорит: “Эколог разучился слышать и совершенно запутался в звуках природы. Что нам помогает слышать?” (Уши).
Дидактическая игра “Что услышал?” ( Слушание звуков: журчание ручейка, шелест листьев, музыка, звуки животных, птиц и т. д.) Ребенок на фланелеграфе выкладывает слово “Уши”.
Массаж ушей.
Дети проговаривают чистоговорку.
Хором.
Жу-жу-жу – я летаю и жужжу.
Жи-жи-жи – мне цветок покажи.
Провести пальцами по краям ушных раковин.
Же-же-же – Василек растет в меже.
Жу-жу-жу – про цветы всем расскажу.
Потянуть ушные раковины вниз, в стороны, вверх.
Дети подходят к домику повара. Определяют профессию этого человечка, обращают внимание на его настроение. Педагог говорит: “Раньше этот повар готовил очень вкусные блюда. А теперь все жалуются, что суп у него получается сладкий, компот соленый… Что нужно сделать, чтобы узнать на вкус ту или иную еду? Какой орган чувств есть для этого у человека? Какие 4 вкуса вы знаете? (Сладкий, соленый, кислый, горький.)
Дидактическая игра “Узнай на вкус”. После выполнения задания педагог с детьми делает вывод о том, для чего человеку нужен рот. Ребенок выкладывает на фланелеграфе слово “Рот”.
Упражнение “Блинчик”
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта.
Упражнение “Пирожок”
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
Дети подходят к фланелеграфу и читают составленные слова:
РОТ, НОС, ГЛАЗА, УШИ.
Педагог предлагает определить, о каком органе чувств еще не вспомнили. Дети называют КОЖУ. Педагог предлагает детям вспомнить, для чего человеку нужна кожа. (С помощью кожи человек определяет качество предмета: горячее, холодное, твердое, тупое, острое, мокрое, сухое и т. д.). Кожа выполняет защитную функцию организма. Педагог предлагает детям определить только с помощью кожи пальцев форму предмета.
Дидактическая игра “Чудесный мешочек”.
Физкультминутка. Игра малой подвижности “Четыре стихии”
4. Педагог предлагает детям вспомнить обо всех органах чувств, которые есть у человека. А чтобы узнать, как дети запомнили, какой орган чувств для чего нужен, предлагается игра “Какой орган чувств нам об этом подскажет?”
В заключение педагог предлагает детям рассказать об органах чувств, используя опорные картинки. Ребенок начинает свой рассказ, например, со слов: “Рот нам нужен для того, чтобы…”
Педагог обращает внимание детей на фланелеграф. Там изображены лица человечков – веселые, улыбающиеся. Написано слово “СПАСИБО”! Дети читают слово “спасибо”, рассказывают о настроении человечков.
Приложения к занятию:
1. Игра «Подбери ключ к замку»
Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из двух частей, ориентируясь по цвету, а также подбирать ключ к замку, сравнивая замочную скважину и форму ключа.
Оборудование: замок, 4 ключа, разрезанные пополам. Каждая половинка лежит в отдельном конверте.
Ход игры. Дети берут по одному конверту, достают половинки ключей, находят свою пару по цвету, составляют ключи. Затем по очереди прикладывают ключи к замочной скважине и находят нужный ключ.
2. Игра «Что художник нарисовал неправильно?»
Цель: упражнять детей в правильном назывании цветов овощей и фруктов. Учить называть ошибки, исправлять их.
Оборудование: альбом художника – на одном листе овощи и фрукты, раскрашенные неправильно, на другом листе – только контуры овощей и фруктов; вырезанные из цветного картона маленькие карандаши всех цветов.
Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть то, что нарисовал художник, и найти ошибки в его рисунке. Затем предлагает взять карандаши (картонные) и разложить на не закрашенные овощи и фрукты те карандаши, которыми нужно было раскрасить тот или иной овощ или фрукт.
3. Игра «Узнай по запаху»
Цель: уточнить знания детей о том, что некоторые предметы можно узнать только по запаху, даже не видя их. Для этого у человека есть орган чувств – Нос.
Оборудование: пять коробочек (закрытых, в которых лежат: яблоки, чеснок, лук, огурец, лимон. В коробочках сделаны отверстия, через которые нужно нюхать то, что внутри. Карточки с изображением лука, яблока, лимона, чеснока, огурца.
Ход игры. Педагог предлагает детям определить по запаху, что в какой коробочке лежит, и обозначить соответствующей карточкой. После выполнения задания дети открывают коробочки и проверяют правильность выполнения задания.
4. Игра «Узнай на вкус»
Цель: упражнять детей в различении вкусов, назвать 4 основные вкуса: сладкий, кислый, горький, соленый; отвечать на вопросы: Что бывает сладкое? Кислое? Соленое? Горькое?
Оборудование: чашечки с водой разного вкуса по количеству детей.
Ход игры. Педагог предлагает детям узнать на вкус, что в какой чашке. Определив, что находится в данной чашке, педагог предлагает детям назвать то, что они знают такого вкуса.
5. Игра «Чудесный мешочек»
Цель игры: учить изображать образ предмета, полученный путем тактильно-двигательного восприятия.
Оборудование: маленькие мешочки с различными предметами. В каждом мешочке по одному предмету. Листы бумаги, карандаши.
Ход игры. Детям предлагается определить на ощупь предмет, лежащий в мешочке, и зарисовать его. После выполнения задания дети сравнивают рисунки с предметами.
6. Игра «Четыре стихии»
Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов.
Ход игры. Дети стоят полукругом. По команде воспитателя выполняют то или иное движение.
Команда Движения
«Земля» Опускают руки вниз.
«Вода» Вытягивают руки вперед.
«Воздух» Поднимают руки вверх.
«Огонь» Прячут руки за спину.
7. Игра «Какой орган чувств нам помогает об этом узнать?»
Цель игры: закрепить у детей знания о функциях каждого из органов чувств.
Оборудование: мяч, у педагога подборка слов:
ГЛАЗА НОС РОТ УШИ КОЖА
белый ароматный вкусный громко горячо
светло запах сладкий тихо больно
яркий кислый звенит острый
черный и т. д. пищит
блестящий стучит
музыка
Ход игры. Педагог по очереди кидает детям мяч, называя слово. Ребенок называет соответствующий орган чувств и кидает мяч обратно. Например: острый – кожа, темно – глаза и т. д.
Использованная литература:
1. Воронкевич О. А. – Добро пожаловать в экологию.
2. Картушина М. Ю. – Логоритмические занятия в детском саду.