Елена
Конспект занятия «Колобок» с использованием сказкотерапии для группы комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил воспитатель : Кузьменко Елена Викторовна
Конспект открытого занятия «Колобок»: использование метода сказкотерапии в комплексных развивающих занятиях для детей группы комбинированной направленности.
Тема занятия: Колобок.
Форма проведения занятия: нетрадиционная, групповая.
Форма организации занятия: фронтальная.
Цель: Приобщение детей группы комбинированной направленности к русской народной культуре и их развитие (интеллектуальное, физическое, эмоциональное, коммуникативное) с помощью сказок.
Задачи: Образовательная:
– продолжать познакомить детей с русской народной сказкой;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
– продолжать познакомить детей с образами диких животных (заяц, волк, медведь, лиса);
– продолжать изучать с детьми основные формы (круг, квадрат, треугольник);
– продолжать изучать с детьми основные цвета (жёлтый, красный, синий, зеленый);
– продолжать учить детей сравнивать предметы по признаку «большой-маленький».
Развивающая:
– развитие артикуляционного аппарата;
– развитие мелкой моторики;
– развитие крупной моторики и координации движений детей;
– развитие навыков ИЗО-деятельности (лепка);
Воспитательная:
– умение ребенка работать в группе сверстников;
– умение детей взаимодействовать с «другим взрослым» (педагогом);
– умение детей работать по заданию;
– формирование первых ценностных ориентиров у детей (хорошо-плохо, правильно-неправильно)
Дидактическое обеспечение: записи композиций для музыкального сопровождения, театральные фигурки (дед, баба, колобок, заяц, волк, медведь, лиса, волшебный сундучок; тесто-пластилин воздушный для лепки; дорожка - мостик, обруч –озеро с камнями, канат; карандаши, счетные палочки, палочки Кюизенера.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, репродуктивный, интерактивный, метод сказкотерапии.
Сказкотерапия – это метод арт-терапии, в результате которого происходит психологическое воздействие на ребенка через сказки. В основе этого лежит процесс построения подсознательных связей между персонажами, действиями в сказке и тем, что происходит в реальности. Это способствует развитию положительной и многогранной личности, помогает устранить страхи, «подсказывает» ребенку, как поступить в определенной ситуации и оценить себя со стороны.
В педагогике этот метод помогает формировать правильные жизненные ценности у ребенка, проводить грань между «добром» и «злом». Особое значение сказкотерапия приобретает в раннем дошкольном возрасте. В дальнейшем дети, с которыми проводили занятия с использованием метода сказкотерапии, имеют меньше проблем с социализацией и определением своего места в коллективе.
Ход занятия.
Звучит тихо фон
Педагог: Здравствуйте, ребятишки – девчонки и мальчишки, а так же все присутствующие в этом зале. Сегодня я к вам в гости пришла не просто так, а со сказками – не простыми, а волшебными.
-А вы знаете сказки? (Ответ детей)
- А какие сказки вы знаете? (ответы детей)
-Какие вы молодцы, знаете сказки.
- Чтоб узнать в какую сказку мы с вами отправимся я принесла вам волшебный сундучок. Каждый из вас рукой достанет по одному предмету.
(Дети по очереди достают из мешочка фигурки бабы, деда, зайца, волка, медведя, лисы.)
Педагог: Посмотрите, у меня есть еще одна фигурка. Кто это? (Колобок) Вы узнали его? Сейчас мы с вами отправимся в сказку «Колобок».
Педагог берет фигурки и начинает рассказывать сказку «Колобок».
Педагог: Жили-были дед и баба. … (рассказываем начало русской народной сказки «Колобок»). Баба замесила тесто и испекла колобок.
-А давайте мы с вами сейчас поможем бабке замесить тесто на колобок. Ладошки мне свои покажите одной ладошкой прикройте другую. Лепим, лепим колобок (круги руками)
- вот такой он круглый (с руки в руку пекладываем)
-Носик, глазки, язычек, бровки, ушки (пальцы пальцами показываем) вот дружок.
Положила бабка на окошко колобок. Для чего? (ответы детей).
-Молодцы, правильно.
Колобок полежал на окошке – скучно ему стало, он спрыгнул на тропинку и покатился в лес. Ребята, и мы вместе с колобком пойдем по веселым дорожкам.
-А сейчас и мы с вами будем волшебными колобками и отправимся в сказку Колобок. А в конце вас ждет сюрприз. Ну что поехали на паровозике? Как паровоз гудит? Чух-чух, ту –ту.
Наша остановка ребята, выходим с поезда, а дальше мы с вами покатимся как колобок по лесной тропинке, хорошо? Взялись друг за друга и покатились.
- Катится колобок, навстречу ему кто? (Заяц, одеваем маску зайца или куклу) Молодцы. Заяц какой? (серенький, ушки длинные, хвостик короткий, высоко прыгает.)
Попрыгаем как зайчики.
-Что сказал зайка колобку? (Колобок, я тебя съем)
Что ответил колобок? «Не ешь меня, зайчик, я тебе песенку спою!
Дети с педагогом исполняют движения под песенку колобка:
Хлопают –
Я колобок, колобок
По амбару метен,
По сусекам скребен,
В печке печен,
На окошке стужен.
Топают –
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
И от тебя, зайчик, уйду.
Зайка: Молодцы хорошо песенку спели, но вы должны выполнить мое задание и пройти полосу препятствия.
- Ребята, мы выполним задание, чтобы он нашего колобка не съел? (ответы детей)
(Звучит фон музыки)
Дети с воспитателем проходят полосу препятствий под музыку. (дорожка-мост имитируем что идем по висячему мосту, обруч-озеро, два камушка- геометрические фигуры в обруче прыгаем в обруч на камушки и канат – проходим боком переставным шагом)
-Ну что зайка мы выполнили твое задание?
Зайка: Какие вы молодцы.
- Покатились детки дальше?
-Кого мы встретили ребята? (волка) одеваем маску волка или куклу.
Волк какой? (серый, злой, зубастый)
-Ребята, покажем, как волк зубками стучит?
Волк говорит: «Колобок, я тебя съем».
Колобок: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».
Дети с педагогом исполняют движения под песенку колобка:
Хлопают –
Я колобок, колобок
По амбару метен,
По сусекам скребен,
В печке печен,
На окошке стужен
Топают –
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел
И от тебя, волк, уйду.
Волк: Песенка это хорошо, но чтоб я не сьел колобка вы должны выполнить мое задание, построить домики.
-Ребята, выполним задание волка? (под музыку выполняем задание)
Даааа
-На столе лежат детали, из них мы должны построить домики. (Выполняют задание)
- Из чего ты построил домик? Какого цвета? Сколько штук использовал деталей? Какие геометрические фигуры присутствуют?
- Вы большие молодцы! Покатились дальше?
Кто на встречу колобку попался? (Одеваем маску медведя или кукла)
Медведь.
Медведь какой? (большой, бурый, лохматый, косолапый.)
- Покажем, как мишка ходит? (под музыку ходим как медведи)
Медведь говорит: «Колобок, я тебя съем».
Колобок: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».
Дети с педагогом исполняют движения под песенку колобка:
Хлопают –
Я колобок, колобок
По амбару метен,
По сусекам скребен,
В печке печен
Топают –
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел
Я от волка ушел.
И от тебя, медведь, уйду.
Песенка хорошая, но я вас так просто не отпущю, пока задание не выполните.
-Ребята, чтобы медведь колобка не съел, мы для него должны выполнить задание.
Выполним?
Даааа.
Какие вы умнички не бросаете в беде колобка.
-дети посмотрите, что это? Правильно это музыкальные инструменты, вы знаете названия инструментов?
-Что это? (Маракасы) А это? (Бубен) А это что за инструмент? (тарелка)
- Давайте послушаем как звучат они? Сейчас я вам буду показывать картинку музыкального инструмента, а вы будите играть на нем, если покажу все – значит, все вместе играем, хорошо ребята?
Медведь:-Какие вы молодцы, порадовали меня
Ну что покатились дальше? (катимся дальше)
-На встречу, ему кто?
Правильно лиса, лиса какая?
Рыжая, пушистая, хитрая. (под музыку идем как лиса)
Лиса: Я вот возьму и сьем вас.
Колобок: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».
Лиса: Ой ну песенку может каждый спеть, а вы вот удивите меня чем нибудь другим.
- Ребята, а давайте, мы с вами сейчас слепим колобок лисе?
Каждому ребенку раздают тесто для лепки. Под руководством педагога дети выполняют с ним упражнения (катают, мнут, щипают, сплющивают и лепят колобок.) (звучит фонмузыка)
Лиса: Молодцы ребятки, а пока вы лепите спойте мне песенку.
Дети с педагогом исполняют песенку колобка:
Я колобок, колобок
По амбару метен,
По сусекам скребен,
В печке печен
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел
Я от волка ушел.
От медведя ушел.
И от тебя лиса уйду
- Лисичка говорит: «Хорошая песенка, колобок! Только я плохо слышу. Сядь ко мне на нос и спой ещё раз».
Колобок сел к лисе на нос и лиса сьела Колобка.
-Вот как хитрая лиса обманула колобка! И съела его, но это в русской народной сказке, а в нашей сказке мы спасли Колобка и не дали лисе его сьесть, мы с вами выполнили все задания лесных зверей. В знак благодарности колобок вам всем что то приготовил, но сундучок с сюрпризом в группе находится.
- Молодцы! У всех получились красивые румяные колобки.
Какого цвета у тебя колобок? Сколько всего колобков получилось у нас? Какой колобок? (круглый) На что похож колобок? (на солнце)
-Ребята, вы молодцы! Теперь пришла пора прощаться со сказкой и возвращаться обратно в нашу любимую группу. Покатились до нашего паровоза? Дети с педагогом садятся в паровоз возвращаются в группу.
Присаживайтесь ребятишки.
Итог: Обсуждение занятия.
В какой сказке мы были? (колобок)
Каких диких зверей встретили?
Какое задание больше всего понравилось? Почему?
Вам понравилось наше путешествие?
Какие вы все молодцы! А сейчас мы откроем наш волшебный сундучок и посмотрим, что в нем. (Открываем сундучок и раздаем им сюрприз)
На этом наше занятие окончено. Всех благодарим за внимание.
Результаты занятия.
Предметные:
• Знание основных форм (круг, квадрат, треугольник)
• Знание основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый)
• Умение совершать точные, мелкие действия пальцами
• Умение сравнивать и распределять предметы по форме, цвету, размеру
Метапредметные:
• Умение водить хоровод, выполнять танцевальные движения
• Умение работать с музыкальными инструментами
• Знание основных героев и сюжета народной сказки
Личностные:
• Умение работать по заданию педагога в группе сверстников
• Развитие внимания, памяти, мышления
• Развитие артикуляционного аппарата
• Формирование первых ценностных представлений у детей (хорошо-плохо, правильно-неправильно)
Представленное занятие – это синтез сказкотерапии и комплексного общеразвивающего занятия для детей дошкольного возраста.
Дети, с одной стороны, становятся участниками сказки, проходят с главным героем все сюжетные линии, поочередно примеряя на себя образы всех персонажей. И таким образом у детей формируются представления о различных характерологических и поведенческих проявлениях людей, они учатся оценивать «что такое хорошо» и «что такое плохо», как поступать правильно и как неправильно, а также устанавливаются причинно-следственные связи: действия – результат (ответственность за свои поступки).
С другой стороны, в этом путешествии дети знакомятся с народной сказкой, расширяют словарный запас, закрепляют знания о форме, цвете, размере предметов, учатся сравнивать и обобщать, совершенствуют мелкую и крупную моторику, изо-деятельность, применять музыкальные инструменты.
Таким образом, использование сказкотерапии в комплексных развивающих занятиях с детьми раннего дошкольного возраста позволяет расширить и углубить положительные результаты педагогической деятельности.