Людмила Азарова
Конспект занятия «Истоки культуры в русских народных, казачьих играх» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Автор составитель: Азарова Л. В
План- конспект
Проведения образовательной деятельности с детьми
средней группы.
Наименование раздела Программы: «Художественно-эстетическое развитие»
Тема ОД: «Истоки культуры в русских народных, казачьих подвижных играх».
Публикация «Конспект занятия „Истоки культуры в русских народных, казачьих играх“ в средней группе» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Знакомить детей с русскими народными традициями, народными праздниками, закладывать основы нравственности через народное творчество, традиции, быт, игры, используя различные виды фольклора.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Дать понятия детям о русских народных традициях, через русские народные игры (подвижные, хороводы). Знакомить с народными праздниками и традициями.
Развивающие: память, внимание, двигательную активность.
Воспитательные:
-Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуры, народному творчеству, народные играм, используя различные виды фольклора : заклички, хоровод, песенки. Закладывать основы нравственности через народное творчество, традиции, быт, игры.
Методы и приемы:
Наглядные: иллюстрации.
Словесные: беседа, рассказ воспитателя, заклички.
Практические: выбор водящего разными способами.
Игровые: хороводные, подвижные игры.
Предварительная работа: знакомство с традициями, бытом костюмами русского народа, казаков.
Материалы: шапочки: медведя, лисицы, зайцы, ежи, утка, игрушки, бубен, подкова, и платок, палка.
Ход деятельности:
Ребята, а вы любите играть?
Назовите, в какие игры вы любите играть? Хотите отправиться в путешествие? Куда бы вы хотели попасть?
Обычно путешествуют в различные страны, а мы отправляемся в путешествие в страну игр. Готовы? закрывайте глаза (звучит музыка).Вот мы и на месте. открывайте глаза, посмотрите вокруг. (деревянные игрушки, тряпичные куклы, лошадка на палке).Как вы думаете, что это и откуда появилось?
Я вам сейчас расскажу интересную историю об играх. Раньше игрушек не было. Для совсем маленьких детей вырезали деревянных лошадок, делали тряпичных кукол, играли в различные игры. Что вокруг нас (игрушки)
Игра существует с давних времен, она отображает жизнь человека, развивает все способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость и умение общаться. Вы назвали много игр, но я знала, что ваше любимая игра «Ловишки». Это тоже народная игра, а раньше была игра «Горелки» любимая детьми и взрослыми.
У славян (так раньше называли русские люди) был праздник Ярилы, посвящение солнцу. Славяне сходились на берегу реки, зажигали костры для игрищ, прыгали через огонь и купались, чтобы встретить в чистоте восходящее солнце.
В «Горелки» играли с наступлением весны - это странная русская игра.
В ней есть закличка солнцу:
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Стой подоле, гляди в поле
Едут там трубачи, да едят калачи,
Погляди на небо, звёзды горят, журавли летят
Раз, два, не воронь, беги как огонь!» \ вам хочется поиграть в эту игру. Мы обязательно поиграем весной, когда тепло и ярко будет светить солнце. Вы мне назвали много игр, в каждой есть водящий, как раньше, так и сейчас. Скажите, как можно выбрать водящего? (считалочка, стрелкой).
Верно, сейчас мы выбираем водящего и кулачками.
Чтобы перейти к новой игре выбираем водящего так, как раньше выбирали наши дедушки и бабушки.
Если у нас с собой палка, палка - выбирала, каждый должен обхватить ее своими кулачками, и так все по очереди, чей кулак окажется сверху, тот и водящий. Интересно? Хотите попробовать?
Выбираем водящего кулачками. Вам понравилось? Очень любили наши предки хороводные игры, в которых отражалось все, что видели вокруг себя, свой быт, доброта и удаль русских людей, красота и нежность девушек, забота матери.
Вот и к нам пришла Утёна.
Хоровод «Утена»
Пришла «Утена», через синие озёра
Ноженьки обмочила, крылышки обмочила,
Крылышки встрепенула, на лужок вспорхнула,
По лугам гуляла, гнездо совивала
Деток выводила, деток собирала!
Вот такая добрая и заботливая мать своим деткам.
На Руси много народных праздников. В каждый праздник были свои народные игры.
В Рождество, зимний вечерами очень любили играть в подвижную игру «Жмурки»- водящему завязывали глаза, отводили к двери и хлопали ладонью или рукавицей, пока он не поймает себе замену. То-то было весело!
На масленицу - катались на санках с ледяных горок. Летом игрались с мячом.
А на ярмарках продавцы громко и звонко кричали, завязывая покупатели, так возникла игра «Съедобное - несъедобное». Подражали продавцу в торговой лавке - появилась игра «Краски».
Мы с вами живем в Казачьем крае, на Кубани. У нас свои традиции и конечно наши кубанские казачьи игры. Кто для казака важнее всего? (Конь).
Если в семье рождается мальчик, то для него выращивали коня, т. к. защитник России, казак отправлялся в армию на коне. Конь должен быть хорошо подкован. Есть кубанская народная игра «Передай подкову». Чтобы подковать коня, кузнец выковал подкову, доставал ее из огня горячую. Как вы думаете, легко ли было удержать подкова в руках? Нужно было ее быстро передать, не уронить.
Правило: передать горячую, только что выкованную подкову пока звенит бубен. У кого подкова останется в руках и у рядом стоящего по сигналу бегут за кругом навстречу друг другу. Кто первый возьмет подкову, тому она и достанется.
Закличка:
Кто из вас здесь самый ловкий
Выходи – ка, покажи сноровку
Ну, держитесь - ка ребята, состязаться вы должны
Покажите свою удаль, как велит обычай старины.
Какому животному принадлежит подкова? Мы подкову возьмём и коня подкуем. Интересная? Это кубанская казачья игра, в неё очень любят играть казачата.
Сейчас мы играем в различные игры: лётчиков, космонавтов, а раньше русский народ в редкие свободные минуты отдыха после сбора урожая играл в различные игры на ярмарках, праздниках, веселились. Чтобы к игре возник интерес, в них есть заклички, и интересные слова, героями закличек были люди, звери с их характерами и повадками.
Ну а разве плох, косолапый скоморох
Топнул, рявкнул, да по струнам брякнул,
Отгадайте – ка друзья, что же это за игра? (Достань шапку медведя)
Верно, эта игра «У медведя во бору».
Вы любите в неё играть?
Это тоже народная игра, в неё ещё в детстве играли наши бабушки и дедушки, а теперь играем мы.
В игре каждый зверь ловок и хорош по-своему. Я знаю, что вы любите играть в разные игры. А вот и волшебный сундучок, а в нем есть шапочки зверям. Наряжайтесь, превращаетесь, выходите, хвастайтесь!
(дети одевают шапочки героев)
Тень, тень, потетень
Выше города плетень
Сели звери на плетень
Похвалялися весь день.
Похвалялась лиса: «Всему свету я краса!»
Похвалился зайка: «Ну-ка догоняй - ка!»
Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»
Похвалялися медведь: «Люблю песня я петь!»
Вот так и наши ребята, как дедушки и бабушки любят играть в русские народные игры, герои которых зверята. Очень много игр дошли до сегодняшнего дня, мы знаем эти игры, любим их. Не всегда мы замечаем природные явления, а народ давно заметил: солнце светит тепло и ярко - будет урожай, игра «Горелки», в лес по грибы пойдем – встретим медведя, лохматый пес - дом сторожит.
В игре установлены традиции, жизненная сила русского народа, в них участвует много детей, мы узнали, что было в прошлом.
Вот и заканчивается путешествие в страну игр, но прежде чем вернуться, давайте назовем, в какие игры вы теперь будете играть? «Горелки», «Подкова», «Утёнок», «Тень – тень» и др. Это русские народные подвижные игры.
Вам было интересно путешествовать? Я рада, что теперь играя в народные игры, вы станете ловкими, сильными и здоровыми.
Ну и как в народе говорят:
Жил был кот Колоброд
Он развел огород,
Уродился огурец
И игре нашей конец!