Тимошенко Ольга Германовна
Конспект занятия-исследования «Как мы дышим?» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия – исследования «Как мы дышим?»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы, о том, как функционирует дыхательная система.
Программные задачи: дать детям первичные представления об органах дыхания; расширить представления о функционировании дыхательной системы; продолжить формирование способности проводить и анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия; учить обобщать информацию, полученную в ходе исследований, развивать связную речь; расширять кругозор, пополнять словарный запас детей.
Публикация «Конспект занятия-исследования „Как мы дышим?“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы дыхания, лёгкие
- Старшая группа
- Темочки
Демонстрационный материал:
- карточки с изображением методов исследования;
- карточки с изображением тем исследования;
- мольберт;
- плакат с изображением дыхательной системы человека;
- книга из серии «Я познаю мир. Человек»;
- листочки и карандаши для сбора материала;
- секундомер;
- СD – проигрыватель с записями ритмичной музыки.
Ход занятия
Дети. Садятся удобно вокруг нескольких, составленных вместе столов.
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем проводить опыты и исследования, как это делают взрослые ученые. Для проведения исследований я выберу себе помощников (выбирает двух наиболее активных, способных ребенка). Все остальные будут помогать, подсказывать в случае необходимости мне и ребятам-помощникам.
Воспитатель. Для исследований нам необходимо выбрать тему. Недавно на занятиях по ОБЖ (Основам безопасности жизнедеятельности) мы изучали человека, строение его тела, основные органы и их предназначение. Давайте поговорим об этом чуть подробнее. (Воспитатель выкладывает на стол или мольберт карточки с различными изображениями органов человека – темами исследований и наталкивает детей на карточку, где показан нос человека, заинтересовывая детей в выборе именно ее).
Дети. Выбирают именно эту карточку, задавая интересующие их вопросы: «Почему нос устроен именно так? Как мы дышим? Что внутри носика есть?»
Воспитатель. Соглашается с выбором детей, утверждая, что выбранная тема очень интересна и, объясняя, что теперь наша задача – узнать об органе и происходящих с помощью него процессах как можно больше, сделать заметки, чтобы все запомнить, и затем сделать сообщение, доклад, составив небольшой рассказ о том, что узнали.
Воспитатель. Чтобы узнать о носе новое, выяснить, как он дышит, надо его исследовать. Для этого существует много способов. Как это можно сделать?
Дети. Посмотреть, потрогать нос у своего товарища, сильно подышать, посмотреть картинки в книжках, почитать их (многие дети в группе читают достаточно хорошо), спросить у медсестры. (Воспитатель по мере поступления предложений выкладывает картинки с изображением методов исследования на стол перед детьми).
Воспитатель. Вы назвали много интересных способов узнать новое. Давайте подумаем вместе, с чего же мы начнем? (Помогает детям назвать метод исследования «подумать самостоятельно». Затем выкладывает и комментирует «план» проведения исследования на мольберт: «Подумать самостоятельно – спросить у медсестры – прочитать в книжке – понаблюдать – провести опыты, эксперименты».)
Воспитатель. Итак, план проведения исследования носа и как человек дышит мы составили. Теперь приступим к сбору материала, информации. Т. к. исследование будет достаточно долгим, мы узнаем много нового, запомнить все будет очень трудно, поэтому нам необходимо с помощью простых рисунков, нескольких главных слов всё зафиксировать, чтобы в конце исследования составить доклад, сообщение. Для этого я раздам вам небольшие листочки бумажки, карандаши. В случае затруднения я приду вам на помощь.
Воспитатель. Начнем. И первый метод, с помощью которого мы будем вести исследование – это «подумать самостоятельно».
Дети. Нос – это выступающая часть на лице человека и мы им дышим.
Воспитатель. А можем ли мы дышать чем-то другим? Когда? А удобно ли это? (Ответы детей.) Давайте попробуем изобразить (дети рисуют).
Воспитатель. Продолжим исследование дальше и обратимся за помощью нашей медсестры. Она знает очень много о строении человеческого тела и его органов. (Медсестра рассказывает и показывает на рисунке строение дыхательной системы человека, вводя новые для детей понятия «дыхательная трубка» и «легкие», уточняя, что последние мы не можем увидеть и прочувствовать).
Воспитатель предлагает детям схематично зафиксировать и эту информацию; благодарить медсестру за услышанное; дети также благодарят и прощаются с ней.
Воспитатель. (Уточняет, какой следующий этап исследований; дети называют, глядя на выставленные на мольберте карточки). Продолжим и обратимся к книге (читает отрывки из книги «Я познаю мир. Человек», из которой дети узнают, что внутри носа есть волоски, которые задерживают пыль и другие мелкие частички, а также слизь, которая убивает микробы, и воздух в легкие попадает чистый). (Дети зарисовывают на листочке).
Воспитатель. Какой следующий метод исследования в нашем плане? (Ответы детей). Верно. Сейчас мы будем ставить опыты, эксперименты, которые помогут нам расширить наши представления о том, как мы дышим.
Сделайте из ладошки колпачок. Подставьте ладошку к носу, поближе к ноздрям. Вдохните и выдохните. Когда воздух заходит? Когда выходит? (Ответы). Слышите, как он щекочет ладошку? Сделайте из ладошки чашечку и прикройте ею носик. Прижмите ладошку к лицу, накройте ноздри. Попробуйте делать глубокие вдохи и выдохи. Что чувствуете? (Ответ: дышать стало труднее.) Чувствуете, как ходит воздух?
Давайте зарисуем схематично то, что мы с вами сейчас делали. (Дети рисуют).
Воспитатель предлагает выйти детям на ковер и провести физкультминутку, но вначале послушать себя, как мы дышим. Затем включает магнитофонную запись с ритмичной музыкой и дети выполняют под нее движения. После этого педагог просит детей опять прислушаться к своему дыханию. Дети замечают, что стали чаще дышать, запыхались.
Вместе с детьми воспитатель делает вывод: дыхание бывает разным, часто человек дышит, когда бегает, занимается физкультурой, играет в подвижные игры.
Дети садятся за столы и зарисовывают свои наблюдения.
Для следующего эксперимента воспитатель вызывает своих помощников и предлагает им следующее: один ребенок будет дышать, а другой считать количество вдохов за определенное время, которое называет воспитатель (10 секунд).
Дети сначала дышат обычно, затем часто, считают и называют результаты воспитателю.
Воспитатель. При каком дыхании вы сделали больше вдохов? (Ответ). Сделаем вывод: частота дыхания разная, мы может дышать медленно и быстро, и чем быстрее мы дышим, тем больше вдохов мы делаем.
Дети схематично зарисовывают проводимый опыт.
Воспитатель. А теперь проверим силу нашего дыхания (вызывает помощников на коврик). Постройтесь на одной линии. Подставьте ладошки. Я каждому положу комочек бумажки. Поднесите ладошку ко рту и изо всей силы подуйте на шарик. Чей комочек улетит дальше? (Опыт повторяется со всеми детьми несколько раз. Дети определяют, чей же шарик улетел дальше и объясняют, почему).
Воспитатель. У всех вас дыхание сильное, потому что комочек улетел с ладошки и оказался достаточно далеко, но сильнее всех дыхательные мышцы работают у Егора, его комочек отлетел дальше всех.
Дети садятся на места и пытаются зарисовать то, что делали. Воспитатель помогает им в этом, подсказывая, что можно здесь изобразить.
Воспитатель. Мы сегодня проводили необычное занятие, работали по собственному плану, ставили эксперименты. Настало время подвести итог. Я попрошу моих помощников собрать все услышанное в один рассказ, сообщение, или как говорят ученые – доклад. Сейчас я вывешу на мольберт самые аккуратные записи и с их помощью ребята сделают сообщение.
Воспитатель надевает на одного из помощников мантию. Он начинает доклад, второй ребенок, в случае затруднения, дополняет первого. Педагог также помогает своим помощникам наводящими вопросами, подключается и руководит основной группой в процессе обсуждения.