Папки-передвижки

Конспект занятия «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе (1 фото)

Ирина Царева
Конспект занятия «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ

Конспект занятия.

Тема: «Хлеб - всему голова».

В подготовительной группе.

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Оборудование: экспозиция в мини-музее «Русская изба» с подлинными предметами быта и орудиями труда, иллюстрации из русских народных сказок, опорные картинки.

Публикация «Конспект занятия „Хлеб — всему голова“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Предварительная работа: организация выставки «Сказка ложь – да в ней намек…», чтение русских народных сказок «Мальчик-с-пальчик», «Мужик и медведь», «Жерновцы», разучивание стихов и пословиц о хлебе, разгадывание загадок, рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь",

Форма проведения: Путешествие по сказкам.

Задачи:

Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба через русские народные сказки, предметы быта и орудия труда.

Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.

Активизировать в речи слова: нива, пашня, соха, цеп, серп, жернова, ступа, ухват, кочерга, коромысло.

Научить детей видеть в предметах знаковые символы эпохи

Создавать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым.

Методы и приемы: использование сказок, загадок, пословиц, игровых ситуаций, ролевой игры, практическая работа, вопросно-ответный метод.

- Добрый день, ребята! Заходя в наш музей, вы попадаете в «машину времени», которая переносит вас в прошлое. А какие еще вы знаете сказочные средства передвижения, которые могут перенести вас в другое время и в другую страну?

Ответ детей: (ковер-самолет, сапоги-скороходы, метла, летучий корабль, ступа).

- А вы любите сказки?

(Ответ детей).

- Как, по-вашему, сказка – это только красивая выдумка?

(Ответ детей).

- Конечно, в сказке много придуманного, т. е. много фантазии, но вместе с тем она показывает (отражает) жизнь. А кто придумывает народные сказки?

(Ответ детей).

- Правильно. Люди придумывали сказки о своей жизни, в них передавалась мечта о счастье, доброте, осуждалась жадность, зависть. Добрый герой всегда побеждает злого.

Русские народные сказки помогут нам узнать о жизни в старину, познакомят с предметами быта и орудиями труда. Сегодняшняя наша встреча называется «Земля на зернышке стоит». Сегодня мы с вами узнаем, какую ценность представляет хлеб. И в этом нам помогут наши любимые сказки.

Давайте вспомним сказку «Лутонюшка». Некогда давным-давно и даже очень давно жили старик со старухой. И был у них сын, которому исполнилось семь лет. Но он был очень маленький,- ростом чуть больше пальца, и поэтому его прозвали Мальчик-с-пальчик.

Как-то раз Мальчик-с-пальчик спрашивает у матери:

- А где мой батюшка?

- Поехал в поле на пашню. (ПАШНЯ – вспаханное поле).

- Я к нему поеду, помогать стану.

Пришел он на пашню и кричит:

- Бог в помощь, батюшка!

Осмотрелся старик кругом, нет никого …

- Что за чудо: голос человеческий слышу, а никого не вижу? Кто таков говорит со мною?

- Я твой сынок. Пришел тебе помогать, землю пахать. Садись, батюшка, закуси чем бог послал да отдохни немножко.

Обрадовался старик, сел обедать, а Мальчик-с-пальчик залез лошади в ухо, и стал пахать землю.

- А чем он пахал, ребята? Вот и загадка: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит – сама голодна». Перед нами СОХА (картина). В соху впрягали лошадь. Вот едет барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха пашет, а человека нет.

- Ребята, покажите, пожалуйста, где должен стоять крестьянин, а где лошадь? (показ детей).

- СОХА – орудие легкое, т. к. из железа изготовлены только сошники. Для необходимой глубины вспашки нужно было с силой налегать на нее. Так что и сказочным героям, и крестьянам немалых трудов стоил каравай хлеба.

А вот и другая сказка – «Мужик и медведь».

Пахал мужик ниву. (НИВА – засеянное поле).

Пришел к нему медведь и говорит:

- Мужик, я тебя заломаю.

- Не ломай меня, медведюшка. Я вот сею репу, себе возьму корешки, а тебе отдам вершки. - А что такое вершки?

(Ответ детей).

- ВЕРШКИ – верхняя часть (показ).

- Быть так,- сказал медведь.

Пришло время мужику репу копать. А медведь тут как тут.

- Ну, мужик, давай делить.

- Ладно, медведь, привезу тебе вершки.

Медведь остался доволен честным разделом. Вот мужик свою репу повез в город продавать, а навстречу ему медведь.

- Мужик, дай-ка попробовать твои корешки?

Мужик дал ему репу. Медведь съел и как заревет:

- А-а! Обманул ты меня! Твои корешки сладеньки.

- Да как же я тебя обманул? Ты сам брал, что хотел. Давай, Мишенька, посеем теперь пшеничку.

- А как ее сеять?

Крестьянин с помощью лямки на плечо подвешивал берестяную корзину. В такую корзину насыпали зерно и вручную разбрасывали его по пашне. (Детям показывается, как сеялась пшеница, затем они сами пробуют).

- У меня в руках колосья: три разных букета - овес, пшеница и рожь. Вы знаете, что белый хлеб – пшеничный, а черный – ржаной. Давайте разберемся: где тут пшеница, где рожь, а где овес? (с пучками колосьев объясняется детям, где какая культура).

- Из этих разных зернышек, дети, делаются мука и крупы.

- Манную крупу знаете? Из зерен каких колосков она делается?

(Ответ детей).

- Правильно, из пшеницы. Вот они эти колоски. (показ).

- А хлопья «Геркулес» из каких зернышек?

(Ответ детей).

- Правильно, из овса. (показать колосья овса).

- И остались у меня в руках ржаные колосья. Из их зерен получается ржаная мука и выпекается вкусный ржаной хлеб.

Эти колоски подрезаны. А вы, конечно же, знаете, какой высоты бывают стебли? Видели, как золотится пшеничное поле? (Дети показывают, какой высоты они бывают).

Приехал мужик урожай собирать. Взял с собой вот этот предмет, назвать его – отгадайте загадку: «Согнута в дугу, летом - на лугу, зимой – на крюку». Это КОСА. (картина).

В старину мужчины косой скашивали пшеницу, а девочки и женщины как вы думаете, чем? Вот вам в помощь загадка: «Маленький, горбатенький по ниве побежал, каждый колос задрожал». Это СЕРП (показ).

Убрал мужик пшеницу, тут и пришел к мужику медведь.

- Как они теперь стали делить пшеницу? (варианты ответов детей).

- Так быть. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Повез мужик урожай на базар.

- Как мужик продавал пшеницу колосьями или зернами? (варианты ответов детей).

- Правильно, зерном. А как он их отделил от колосков? Посмотрите на этот предмет и отгадайте загадку: «Над головой вертится, в руках крутится, стучит, гремит и все говорит: то-то мы, то-то мы».

Это ЦЕП. Состоит из длинной палки –ручки (цапильни) и более короткой (била) с утолщением на конце. Колосья укладывали длинной дорожкой и цепом оббивали колосья. От ударов зерна отделялись от колосьев. (показ).

Теперь мы знаем, как сеяли и как собирали урожай, а сказка «Жерновцы» расскажет о жерновах, при помощи которых мололи зерно.

Жили – были дед да баба. Жили они очень бедно, и часто у них дома не было никакой еды. Вот они поехали в лес, набрали желудей, привезли домой, и начали есть, только старуха уронила один желудь в подполье. Пустил желудь росток и в короткое время росток дорос до пола, а дальше-то некуда… Пожалела бабка деревце, попросила деда прорубить пол: «Пусть мол растет. Бог с ним!» Рос, рос дубок и дорос до крыши, прорубил дед и крышу. Стал дуб расти и выше, и выросло огромное дерево, макушкой в облака доставало. Полез дед за желудями, залез на самую макушку, а там… Что же там дед увидел? Петушка с волшебными жерновцами. Взял старик жерновцы, посадил петушка на плечо и стал спускаться.

- Ну-ка, смотри, бабулечка, что я тебе принес, говорит дед.

- Да зачем нам жерновцы, нам и молоть-то нечего.

- А что обычно мололи на жерновцах? (варианты ответов детей). Правильно, зерно.

У бабки зерна не было, но ручку жерновцов она все же покрутила. А из жерновцов вдруг выскочил блин. Крутнула еще раз – пирог. То блин, то пирог. Вот уж обрадовались старики, зажили счастливо: и сами сыты, и гостей есть чем угостить.

Ребята, так случилось в сказке. А в жизни чтобы отведать вкус хлеба, надо потрудиться - зерно превратить в муку, например еще на таких жерновах, как КРУПОРУШКА. (работа на крупорушке).

Но чтобы испечь пироги, муку нужно просеять. Что для этого нужно взять? Отгадайте загадку: «Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой». Конечно, это СИТО.

Сказочные герои живут и работают в тех же условиях, что и крестьяне.

Вспомним сказку «Колобок».

Жили-были дед да баба. А где они жили? В избушке. Однажды дед спрашивает: «Испеки мне, бабка, колобок».

- Да из чего испечь-то, муки нет.

-Ты по амбару подмети, по сусекам поскреби, вот и наберется.

Старуха так и сделала: по амбару подмела, по сусекам поскребла, набрала горсти две муки.

А кто из вас знает, как пекут хлеб и что для этого нужно? Нужна мука и вода. Вот мука уже есть. А откуда приносили воду? С реки, из колодца. Тяжело два ведра нести, тут без коромысла не обойтись. Загадка: «Три братца пошли купаться. Два купаются, а третий на берегу валяется».

(Ответ детей).

- Покажите, пожалуйста, как пронести коромысло, чтобы не расплескать воду в ведрах? (Демонстрация).

Ну вот, наносили воды. Теперь затопим печь. Когда прогорят дрова, нам понадобится… а вот что – отгадайте сами: «Полная конюшня красных коров, черная зайдет, всех выгонит». Это КОЧЕРГА. Давайте найдем ее.

- А в чем кашу варили?

Конечно же, в чугуне. Поставить его в печь поможет некий предмет. Вот вам и загадка: «Рогат да не бык, хватает, людям отдает, а сам на отдых идет». Это УХВАТ.

Теперь пришло время бабке тесто месить. Замесила на сметане, скатала колобок и положила в печку.

Ну как, ребята, тяжело ли достается хлеб?

Что сначала надо сделать? Дав. айте повторим.

Поле надо вспахать, чем? (сохой).

Засеять, как? (короб, зерно).

Ухаживать (сорняки уничтожать).

Собрать урожай, с помощью каких предметов? (коса, серп).

Обработать его (цеп, жернова, крупорушка).

Испечь хлеб.

Вот, ребята, как долго хлеб идет до нашего стола. Ведь засеять его надо весной, а на стол к нам попадет он только осенью.

Так что и сказочным героям, и крестьянам немалых трудов стоил каравай хлеба.

Можно ли выбрасывать не съеденный кусочек хлеба?

(Ответ детей).

- Хлеб надо беречь!

А теперь ребята посмотрим на стенд и ответим как выращивается хлеб в наше время.

Конспект занятия «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе

Занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Хлеб — всему голова» в старшей группеКонспект занятия «Хлеб — всему голова» в старшей группе "Хлеб- всему голова!"Конспект занятия в старшей группе. Задачи: -закреплять представления детей о процессе выращивания хлеба и изготовления.

Конспект занятия «Хлеб — всему голова!»Конспект занятия «Хлеб — всему голова!» Цель: Формирование у детей представления о процессе выращивания и приготовлении хлеба. Задачи: - Сформировать представления о труде хлебороба.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Хлеб — всему голова»Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Хлеб — всему голова» Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Хлеб – всему голова». Подготовили и провели: воспитатель Пантюхова.

Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Хлеб — всему голова!»Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Хлеб — всему голова!» Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Хлеб - всему голова!» Цель: уточнение и закрепление знаний детей о хлебобулочных изделиях.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе "Кто хлебушком не дорожит, Тот мимо жизни пробежит"Основными задачами моего занятия стали: 1. Расширение знаний об окружающем мире. 2. Воспитывать.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова» Конспект занятия в старшей группе «Хлеб — всему голова» Цель: Формировать у детей бережное отношение к хлебу. Задачи: Познакомить детей.

Конспект занятия в средней группе «Хлеб — всему голова»Конспект занятия в средней группе «Хлеб — всему голова» Цель: Формировать у детей бережное отношение к хлебу. Задачи: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба. Дать представление о том,.

ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Хлеб — всему голова» ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Хлеб – всему голова»Цель: формировать представления детей о том, как получается.

Проект в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»Проект в подготовительной группе «Хлеб — всему голова» Цель проекта: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его. Задачи проекта: Расширить знания у детей.

Занятие в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»Занятие в подготовительной группе «Хлеб — всему голова» Тема: "Хлеб - всему голова". Задачи: Закреплять знание детей об алгоритме получения хлеба и хлебобулочных изделий. Продолжать знакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе
Опубликовано: 7 ноября 2023 в 09:30
+202Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Царева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД