Олейник Елена Николаевна
Конспект занятия «Гжельская роспись» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе
«Декоративное рисование на объемной форме»
Выполнила:
Олейник Елена Николаевна
пгт. Войвож, 2021 г.
Цель: Продолжать формировать у детей представление о русских народных промыслах на примере гжельской росписи.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Гжельская роспись“ в старшей группе» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная: Продолжать знакомить детей с росписью гжель, с элементами росписи.
Развивающая: Способствовать формированию чувства композиции, умению красиво располагать узор на объемной плоскости. Развивать нагляднообразное мышление и творческое воображение. Развивать речь детей, мелкую моторику рук.
Воспитательная: Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на красоту произведений народного искусства.
Оборудование:
Посылка с изделиями народных промыслов, белыми тарелками, кисти, гуашь синего цвета, салфетки, баночки с водой, палитра, демонстрационный материал «Гжель», ТСО.
Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в зал. На экране показывают фрагмент мультфильма «Простоквашино». (Тук, тук. Кто там? Кто, кто? Это я, Почтальон Печкин принес посылку.) На столе лежит накрытая коробка. Коробка украшена мотивами декоративной росписи.
Воспитатель:
Посмотрите, какая она необычная? (на посылке наклеены предметы разных промыслов).
Кто же нам ее прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения) Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.
Открывают посылку, а это время включается аудио запись:
- Я посылка не простая, я посылка звуковая.
Ребята, меня прислали к вам сотрудники музея. В музее открывается выставка народных изделий. Но главный сотрудник, который все знает о народных промыслах уехала, а все предметы и надписи перепутались и чего-то не хватает. А мы знаем, что вы интересуетесь народными традициями, декоративным творчеством, и мы надеемся, что вы нам поможете организовать выставку народных изделий.
Воспитатель:
Ребята, что же нам делать? поможем сотрудникам музея?
Дети Да.
Воспитатель:
Вот игрушки. Какие они веселые, яркие, нарядные.
Ребенок:
Как хороша – эта девица-душа: Щечки алые горят, удивительный наряд, Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
Ребенок:
А вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Воспитатель: Что это за игрушки? (дымковские)
Из чего делают дымковские мастера свои игрушки, какие узоры рисуют? (Из глины, точки, линии, кружок, круг)
Выставляются на полку дымковские игрушки и соответствующая надпись.
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты, Ярко красками горя. Чудо-птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса!
Разноцветные узоры тонко вывела рука!
Чудо-птицы там порхают, И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя!
Ответы детей: Это городецкая роспись.
Воспитатель:
Какие элементы росписи вы знаете, какие цвета используются, на каких предметах встречается городецкая роспись?
Ответы детей:
Розаны, бутоны, ягодки, завитки, капельки, точки, листья, разделочные доски, деревянная посуда, шкатулки, элементы мебели.
Выставляются на полку предметы с городецкой росписью и соответствующая надпись.
Воспитатель: А это что за предмет?
Ответы детей: Ложки расписные деревянные.
Как называется эта роспись? Какие элементы росписи вы знаете, какие цвета используются, на каких предметах встречается хохломская роспись?
Ответы детей:
Хохломская посуда сделана из дерева.
В украшении хохломской посуды используется красный, чёрный и золотой цвет.
Выставляются на полку хохломская посуда и соответствующая надпись.
Воспитатель: Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нем говорится.
Ребенок:
Здесь рисуют девицы
Белые картинки,
Голубой узор на них, Словно паутинка.
Эти синие цветы
Мы в узоры заплели.
Синих красок карусель
Называют всюду Гжель!
(дети находят в посылке предметы Гжели : фигурки, статуэтки.)
Воспитатель: Как называется эта роспись? Какие элементы росписи вы знаете, какие цвета используются, на каких предметах встречается гжельская роспись? Ответы детей: Гжель. Капельки, завитки, ягодки, сетка, белый, оттенки синего, посуда, фигурки.
Выставляются на полку предметы с росписью «Гжель» и соответствующая надпись.
Воспитатель: (достает из посылки белые тарелки). Ребята, посмотрите, тарелки есть, но они не раскрашены. Что же делать?
Ответы детей: раскрасить
Воспитатель: Берите по тарелочки, и мы с вами сегодня будем мастерами; я вас приглашаю в мастерскую, где мы будем украшать тарелочки, используя элементы гжельской росписи. Все за мною становитесь, друг за другом повернитесь, в мастерскую мы пойдем, и работать там начнем.
Вот мы и в мастерской.
Воспитатель:
Рассмотрим узоры, которыми будем украшать тарелочки.
Воспитатель:
«Где расположен цветок?» Ответы детей:
«В середине» Воспитатель:
«Из каких элементов состоит цветок?» Ответы детей: «Серединка и лепестки» Воспитатель:
«На что похожи лепестки цветка?» Ответы детей:
«На капельку».
Воспитатель:
А по краю тарелочки мы будем наносить какой-нибудь узор? Как он называется?
Ответы детей:
Бордюр.
Дети с тарелочками подходят к столам.
Воспитатель:
Сначала нам необходимо размять руки.
Физкультминутка «Цветы»
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Воспитатель:
Сначала рисуем цветок в центре предмета, а лепестки, капельки – вокруг. Затем украшаем завитками с листиками- капельками, и обязательно помните, что в каждом узоре есть бордюр, по краям изделия. А поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель».
(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)
В конце занятия дети выставляют свои тарелочки к сервизу «Гжель».
Воспитатель:
Ребята, давайте рассмотрим наши тарелочки, скажите, как называется роспись на тарелочках, чем вам нравятся ваши работы, не даром говорят: «дело мастера боится», вот и у нас получились замечательные работы. А теперь нам пора возвращаться в детский сад:
«Раз присели, два наклонились, вокруг себя повернись и в детском саду очутись».
Воспитатель:
Вот мы и в детском саду, ребята, а где мы сейчас были (В мастерской, какое доброе дело мы сделали (раскрасили тарелочки для выставки? Мы помогли работникам музея? (Да) Теперь наша выставка готова и мы можем пригласить на нее гостей, а мы пойдем в группу.