Светлана Мезенцева
Конспект занятия «Дымковские игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Дымковские игрушки»
Автор разработчик:
Мезенцева Светлана Викторовна
Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Возраст детей: 4 года (средняя группа).
Публикация «Конспект занятия „Дымковские игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Тема НОД: «Дымковские игрушки».
Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.
Задачи:
Образовательные:
• Совершенствовать знания детей о дымковской игрушке.
• Учить лепить из глины дымковскую игрушку – уточку; закреплять приемы лепки: раскатывание, вытягивание, прищипывание, сглаживание.
• Формировать представления детей о станице Дымково.
Развивающие:
• Развивать интерес к дымковским игрушкам.
• Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.
• Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.
• Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.
Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к дымковским игрушкам; узнают о станице Дымково, о том, как жители станицы изготавливали игрушки из глины; совершенствуют приемы лепки из глины; используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира.
Форма организации: групповая.
Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения, исполнение, совместное действие.
Предварительная работа: Организация выставки «Дымковская игрушка», рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства, альбомов с дымковской росписью.
Словарь новых слов: дымковская игрушка, нарядная, радостная, веселая, праздничная, станица.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный дидактический материал
• Дымковские игрушки.
• Наглядное пособие по изготовлению и росписи дымковских игрушек.
Раздаточный материал:
• Глина.
• Доски для лепки.
• Влажные салфетки.
Педагог: Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с еще одним народным промыслом – дымковской игрушкой. Садитесь поудобнее, и внимательно послушайте.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски
В селе рождались чудо – сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымкове слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду. Как удивительному чуду.
Посмотрите внимательно на игрушки, которые я сегодня для вас приготовила.
Дети подходят к педагогу и внимательно рассматривают игрушки.
Педагог: Ребята, это игрушки не простые, знаете как они называются?
Дети: Да. Эти игрушки называют - Дымковские игрушки.
Педагог: Верно. А может вы знаете и из какого материала их изготавливают?
Дети: Дымковские игрушки изготавливают из глины.
Педагог: Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырехсот лет. Возникновение игрушки связывали с весенним праздником Свистуньи, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Мастера лепят игрушки и расписывают их узором, который состоит из множества ярких цветов. Из каких цветов состоит узор дымковских игрушек?
Дети: Узор дымковских игрушек состоит из красного, желтого, зеленого, синего, оранжевого цветов.
Педагог: Затем игрушки несли на ярмарку, где мастера не только показывали, что они изготовили, но и продавали их. Давайте представим, что мы с вами на ярмарке и немного поиграем.
Дети: Давайте!
Физкультминутка.
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовем,
Всем игрушки продаем!
Раз, два, три, четыре,
Круг поуже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
Педагог: Я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами будем лепить из глины дымковскую игрушку – уточку. Уточка — любимый образ в народном творчестве. Он связан с солнцем и изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.
Уточка-Марфуточка
Бережком идет,
Уточек-Марфуточек
Купаться ведет.
Давайте вместе повторим потешку про уточку!
Дети вместе с педагогом разучивают потешку.
Педагог: Но прежде чем приступить к работе давайте внимательно рассмотрим уточку. Посмотрите на ее туловище, какой оно формы?
Дети: Туловище уточки овальной формы.
Педагог: Посмотрите какая у нее длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?
Дети: Голова меньше туловища.
Педагог: Еще у уточки есть клюв и хвост. У вас на столах лежат доски и глина для лепки. Давайте посмотрим и обсудим, какие приемы мы будем использовать в лепке.
1 прием – раскатывание. Мы раскатываем овал между ладошками.
2 прием – вытягивание. Вытягиваем шею и голову утки.
3 прием – прищипывание. Прищипываем клюв и хвост.
4 прием – сглаживание. Сглаживаем поверхность, убираем неровности.
Педагог: Аккуратно садитесь за свои рабочие места и приступайте к работе.
Дети лепят уточек под музыкальные композиции «Русская изба», «Детская волшебная музыка». Педагог оказывает индивидуальную помощь.
Педагог: Посмотрите ребята, какие замечательные уточки у нас с вами получились. Понравилось вам быть мастерами дымковских игрушек?
Дети: Да! Очень!
Педагог вместе с детьми рассматривают свои работы, обсуждают у кого как получилось.
Педагог: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?
Дети: Мы познакомились с дымковскими игрушками, узнали о селе Дымково. А еще мы сами были мастерами и лепили из глины Дымковскую игрушку – уточку.
Педагог: Вы все молодцы.