ирина жаурова
Конспект занятия «Дымковские игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка
средняя группа
Актуальность
Культуру России невозможно представить без народного искусства,
которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа,
наглядно демонстрирует его эстетическую ценность,
художественный вкус и является частью его истории.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Конспект занятия „Дымковские игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
В наше время самой актуальной темой с самого раннего возраста формировать у детей чувство доброты, терпения, умение сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором.
Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа. Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие были, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. А обратиться к нашим истокам помогает - народное творчество: колыбельные песни, сказки, народные игры, праздники, частушки и декоративно-прикладное искусство- все это близко и интересно детям.
Программное содержание:
Цель: развитие знаний детей с изделиями декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой.
Задачи:
-способствовать развитию умений детей рисовать тычком, используя ватные палочки, самостоятельно подбирать цветовую гамму узора и элементы для украшения силуэтов, побуждать к рисованию концом кисти.
- содействовать развитию творческих способностей в рисовании; чувство цвета, формы, композиции.
- побуждать соотносить форму и содержание изображения, включая в описание узора правильные обозначения элементов дымковской росписи.
- побуждать к воспитанию интереса и эстетического отношения к народному искусству, вызвать желание больше узнать о родной культуре
Способы реализации: просмотр мультфильма «Вернулся служивый домой. Дымковские игрушки», загадки, просмотр презентация- путешествие «Дымковская деревенька», дидактическая игра «Что лишнее?» постановка проблемы, подвижная игра «Карусель», показ воспитателем, пальчиковая гимнастика «Послушные пальчики», художественное слово, анализ рисунков, игрушек.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Дымковская игрушка», разучивание подвижной игры «Карусель», дидактическая игра «Составь картинку», раскрашивание дымковского козлика, конструирование из бумаги домиков, просмотр видеофильма «Дымковская игрушка».
Средства реализации: выставка дымковских игрушек, образцы дымковской росписи, макет села Дымково, мультимедийная установка, домик для показа приёмов изображения, гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, стаканчики с водой, палитры.
Словарная работа: Дымково, роспись, дымковская игрушка : козлик, лошадка, барышня, мастер.
Ход занятия.
Просмотр мультфильма «Вернулся служивый домой. Дымковские игрушки».
Презентация –путешествие «Дымковская деревенька»
Звучит русско-народная песня «Барыня». Входит воспитатель в роли дымковской барышни, в руках игрушка – дымковская барышня.
Воспитатель. -Здравствуйте, ребята! Вы, узнали меня?
Предполагаемый ответ детей. Мы вас узнали, вы дымковская барышня.
Воспитатель.
Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку,
И отгадайте её, друзья!
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня. (дымковская игрушка)
-Правильно, ребята.
-Сегодня мы отправимся в сказочную деревеньку художников и мастеров. Пойдём мы по волшебной дорожке. А найти дорогу нам поможет один предмет. Загадаю вам загадку, отгадаете - так и предмет узнаете:
Загадка. Легко, кругло, а за хвост не поднимешь. (Клубок)
За этим клубком мы и пойдем. Давайте скажем волшебные слова.
«Клубочек, клубочек, раз, два, три -
Нас в деревеньку приведи».
- Вот мы и пришли, только на воротах деревеньки висит замок. Открыть мы его сможем, если правильно выполним задание.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Воспитатель. Ребята посмотрите на слайд и скажите какие узоры относятся к дымковской росписи, а какие лишние?
Предполагаемый ответ детей. Лишними узорами являются гжель, хохлома.
Воспитатель. Молодцы! Вы справились с заданием и наш замочек открылся.
-Вот и привел нас клубочек в сказочную деревеньку художников и мастеров.
Смотрите, на столе лежит записка: «Кто попадёт в сказочную деревеньку-непременно станет дымковским мастером».
Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, какие дома стоят расписные, ставенки резные. Вы узнали роспись, которой украшены дома?
Предполагаемый ответ детей. Дымковская роспись.
Воспитатель. Правильно, волшебный клубочек привел нас в деревню Дымково. А какие цвета используются в дымковской росписи?
Предполагаемый ответ детей. Синий, желтый, красный, коричневый.
Воспитатель. А теперь давайте с вами вспомним один из главных элементов дымковского узора.
Предполагаемый ответ детей. Круг, линии, черточки. (Дети в воздухе кисточкой рисуют узоры).
Воспитатель. Кто в ней может жить?
Предполагаемый ответ детей. Люди, козлики, лошади, барышни, свистульки.
Воспитатель. Да, все эти дымковские игрушки могут жить в нашей деревне.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, некоторые дома стоят веселые, а другие грустные. Как вы думаете почему?
Предполагаемый ответ детей. Дома грустные, потому что они не расписаны узорами.
Воспитатель. Как же нам помочь этим домам?
Предполагаемый ответ детей. Нужно их расписать.
Воспитатель. Правильно, а мы знаем, что каждый, кто попадает в деревню Дымково, непременно станет дымковским мастером. Давайте попробуем. Занимайте свои места. Закатывайте рукава. Показ воспитателем.
Пальчиковая гимнастика. «Послушные пальчики»
Кисточку в руках катаю (трём ладошки друг о друга)
Между пальчиков верчу (пальцы в замок)
Непременно каждый пальчик быть послушным научу. (Массаж пальчиков.)
Выполнение работы детьми. Раскрашивание домиков дымковской росписью.
Выставка деревни Дымково.
Воспитатель. Вот какая у нас получилась красивая деревня. Кто в каком доме будет жить? У всех есть красивые дома?
-Ребята посмотрите, сколько гостей пришло в деревню Дымково. Все хотят посмотреть на мастерство художников.
Вы все молодцы. Потрудились на славу. Теперь в нашей сказочной деревне станет еще больше жителей.
Воспитатель. Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо- сказки,
И лепили там из глины, все игрушки не простые.
А волшебно-расписные.
Проводиться подвижная игра «Карусель»
Дети встают в круг, взявшись за руки.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
Скорость шага увеличивается, постепенно переходит на бег:
А потом кругом, кругом
Да бегом, бегом, бегом!
Заканчивается:
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Воспитатель. Ребята, пора возвращаться, давайте произнесём волшебные слова.
«Клубочек, клубочек, раз, два, три- нас обратно приведи!»
(Дети с воспитателем возвращаются по «волшебной дороге».)
При анализе работ отмечаем в каждой наиболее удавшийся элемент, составленный узор, подбор красок.
Список литературы
1. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка / И. Я. Богуславская, - Л. : Искусство, 1975.
2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в средней группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей. - Воронеж. : ТЦ "Учитель", 2002г-316с.
3. Гаранина Н. К., Левашова Е. Н., Лыкова Н. А. «Наша деревушка». (Дымковская игрушка, Карапуз, 2010г.
4. Истоки русской народной культуры в детском саду/ Авт. -сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. : Детство-Пресс, 2008.- 160с.
5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду-М. : Просвещение, 1991. - 176 с.
Использованные интернет ресурсы:
mults.info
dohcolonoc.ru
https://stranamasterov.ru/blog/6418/teaser