Виктория Ветлужских
Конспект занятия по пластилиновой живописи «Дымковские лошадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи обучения изобразительной деятельности (пластилиновой живописи) :
- учить детей применять основные приемы пластилиновой живописи в декоративной росписи («расплющивание», простой и сложный «налепы»);
- учить создавать выразительный образ игрушки в работе с данным материалом;
- развивать у детей чувство композиции, мелкую моторику.
Задачи на развитие у детей познавательных способностей и связной речи:
- расширять знания детей о народном декоративно-прикладном творчестве;
Публикация «Конспект занятия по пластилиновой живописи „Дымковские лошадки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошадка. Дымковская игрушка
- Лошадь, жеребенок, конь
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Темочки
- познакомить детей с историей дымковского промысла, закрепить знания элементов дымковской росписи;
- приобщать детей к истокам русской народной культуры;
- закрепить знания о дымковской игрушке и её орнаменте;
- учить детей различать цвета и геометрические формы, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов;
- активизировать употребление в речи названия элементов дымковской росписи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины;
- воспитывать на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от народной музыки, народного творчества;
- воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу;
- вызвать у детей интерес к работе, создать положительный эмоциональный настрой; прививать эстетический вкус.
Материал и оборудование:
Игрушки с дымковской росписью; силуэты игрушек, выполненных в декоративной росписи – Дымка; нарисованные трафареты игрушек - лошадок для росписи; набор пластилина, стека, доска, салфетка для рук для каждого ребёнка.
Ход занятия.
Пальчиковая игра «В детский сад идти пора»
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди….
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
(Пальцы разомкнуты. Поочередно загибаются все пальцы, начиная с большого. Пальцы крепко сжаты в кулак, затем кулак энергично разжимается, пальцы разомкнуты.)
Воспитатель: Вот и собрались мы все в нашем детском садике. Ребята, посмотрите, что я вам принесла (показ дымковских игрушек). Как вы думаете, что это? (ответы детей) Правильно, это игрушки. А вы любите игрушки? Эти игрушки необыкновенные и они называются дымковскими. Посмотрите, ребята, внимательно на эти игрушки. Все они сделаны из глины и раскрашены яркими красками
В любой порядочной избушке,
Есть место дымковской игрушке!
Какие чудные зверюшки!
Лошадки, курочки, индюшки!
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу о том, как появились дымковские игрушки.
Было это очень давно. В одном селе жили себе, поживали обыкновенные люди, такие, как мы с вами. Когда на улице было холодно, стоял трескучий мороз, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши. Да, так сильно, что за этим дымом ничего не было видно. Вот люди и прозвали это село Дымково. Трудились взрослые в том селе с раннего утра до позднего вечера: сеяли и убирали хлеб, готовили еду, пасли домашних животных. А дети в это время рядом с ними на полянке играли, песни пели. Не было у детей в те времена таких игрушек, как у вас сейчас. И задумались взрослые, чем же детишек порадовать, как их развлечь? Долго думали они и решили, что нужны малым ребятушкам игрушки. Да бедно люди жили в то время, не было у них денег на игрушки, на еду и то не хватало. Решили сделать игрушки сами. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. На берегу реки нашли глину, стали лепить из неё разные забавные игрушки. А чтобы игрушки были крепкими и не ломались, обжигали их люди в горячих печах, потом покрывали мелом и расписывали красками. Так появились дымковские знаменитые игрушки : барыни, козлики, лошадки и многие другие. Игрушки были яркие, весёлые, задорные – очень они нравились ребятишкам.
Такой игрушки как дымковская больше нет, она одна такая. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.
Ребята, сейчас мы с вами рассмотрим игрушки, и я вам прочту про них стихи.
Воспитатель: Вот перед нами дымковские игрушки.
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного что серости серей.
В ней что – то есть от радуги, от капелек росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!
А это девица краса…
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Воспитатель: Очень любят дымковские мастера птиц расписывать. И такие они у них красивые получаются! Посмотрите на игрушку – индюка.
Вот Индюк нарядный!
Весь такой он ладный!
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил!
Воспитатель: Да и животные все у них получаются сказочными, яркими.
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы:
Расписные сани,
Медведь с гармошкой,
Солдат с усами.
Козёл – золотые рожки,
Да, куколка в серёжках!
Воспитатель: Вы, наверно, устали немножко? Нам поможет физкультминутка.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре,
Круг по уже, круг по шире.
На носочек и на пятку,
А потом пляши присядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на узоры дымковской игрушки. Какие элементы применяют в росписи мастера? (ответы детей) Правильно, это - кружки, кольца, полоски, змейки.
Для яркости и красоты в дымковской игрушке используют красный цвет, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и совсем немножко коричневый и черный.
Ребята, а вы знаете, что круг у славян – это Солнце, волнистые и ломаные линии – вода, волны, а клетка – это богатые поля нашей Родины - России. Каждое изображение, используемое в дымке это передача природы, окружающая человека.
У дымковской игрушки есть свои цвета, есть свой орнамент, своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.
А вы, ребята, хотите стать мастерами – волшебниками? Давайте мы с вами раскрасим наших чудо – коней. Нам не нужны краски и кисти потому, что расписывать мы будем пластилином. Какие приемы пластилиновой живописи нам известны? Давайте вспомним, потому что они нам помогут передать красивый узор на наши игрушки.
Жгутики. Как нам получить жгутики? (ответы детей). Правильно, раскатываем из небольшого кусочка пластилина тонкие «колбаски» - жгутики. Посмотрите внимательно на элементы дымковской росписи, ребята. Где мы можем использовать этот прием? (ответы детей) Правильно, при рисовании прямых и волнистых линий и «сетки». Для этого немного прижимая жгутик к основе, выкладываем его по контуру силуэта или по намеченным линиям.
«Расплющивание» (простой налеп). Ребята, кто сможет рассказать, как выполняется этот прием? (ответы детей) Молодцы, правильно. Отщипываем от пластилина небольшой кусочек, скатываем в шарик, прикладываем на основу и, прижимая пальцем, немного расплющиваем.
Так же мы можем использовать в своей работе приемы: «точки», «капельки».
- Дети, в росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и чёрный и, поэтому, мы будем брать именно такие цвета пластилина.
Вот мы с вами рассмотрели элементы дымковской росписи, вспомнили знакомые приемы пластилиновой живописи и теперь можем приступить к работе. Давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая игра «Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик наш малыш
Зовут его – Ванюша!
Воспитатель: Я предлагаю вам продумать узор, который будет на вашей игрушке. При выполнении работы не забывайте, чем тоньше жгутик, тем красивее получатся линии и «сетки», что можно чередовать узкие и широкие полоски.
(Дети садятся за столы и выполняют задание).
- А теперь давайте рассмотрим ваших лошадок. Вот какие красивые яркие получились они у вас.
Молодцы, все постарались и создали свои новые дымковские узоры. Спасибо вам за такую красоту.