Наталья Литвинова
Конспект занятия. Дремлет лес под сказку сна» Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима» с последующим рисованием
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Вызвать у детей радостные чувства от прихода красавицы-зимы, эмоциональный отклик на настроение картины, воспоминания о собственном опыте восприятия зимнего пейзажа. Продолжать развивать художественное восприятие, уча видеть не только внешнюю сторону изображения, но и художественно-образный смысл картины -ее содержание и некоторые средства выразительности (кремово-белый, коричневатый, голубоватый в тени и желтоватый в просветах снег создает ощущение холодного, морозного утра; рисунок деревьев, по опушенным стволам и веткам которых мы узнаем дремучий еловый бор; особенности композиции картины : художник писал ее, близко стоя к деревьям, поэтому их вершины и не видны). Закрепить знания детей о пейзажной картине, обогатить речь эмоционально-эстетическими терминами.
Публикация «Конспект занятия, Дремлет лес под сказку сна“ Рассматривание картины И, И, Шишкина „Зима“ с последующим рисованием» размещена в разделах
- Зима
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Подготовительная работа.
Экскурсия в парк, на участок детского сада, на опушку леса (по возможности) с целью наблюдения зимних пейзажей, разучивание и чтение стихов о зиме, пение песен, рассматривание пейзажных иллюстраций и репродукций картин художников о зиме.
Материалы.
Репродукция картины «Зима» И. Шишкина (она закрыта). Гуашевые краски, кисти, вода, альбомные листы бумаги на каждого ребенка.
Ход занятия.
Организационный момент.
(Дети и воспитатель становятся в круг на ковре)
- Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте.
- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Возьмемся за руки и дружно поприветствуем друг друга:
С добрым утром, с добрым светом!
С добрым словом и приветом!
Дети: (Повторяют слова приветствия.)
Мотивационно-ориентировочный этап.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:
После осени пришла.
И сугробы намела.
(Зима)
Воспитатель: Молодцы ребята! Следующая загадка:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(Зима)
Воспитатель: Все правильно! Кто из вас любит это время года и за что?
Дети: Можно строить снеговика, кататься на санках, на коньках, играть в снежки.
Воспитатель. Ребята, мы с вами очень ждали прихода красавицы-зимы. Наблюдали за тем, как падал первый снег, покрывая землю.
Какой снег зимой? (Белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый.)
- Какими словами можно сказать о зиме? (Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница.)
Художники, композиторы, поэты и писатели любуются этим временем года. Зима раскрывает перед ними свои тайны, и они рассказывают нам о том что они видят, слышат, чувствуют. Вот как сказали о зиме поэты.
Здравствуй, гостья-зима
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
И. Никитин
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!
П. Вяземский
Как красиво называют зиму: «гостья-зима», «русская молодка», «раскрасавица-душа», «белоснежная лебедка», «матушка-зима»! Как нежно, ласково и радостно обращаются к ней! И мы рады приходу волшебницы-зимы! Чтобы встретиться с ней, давайте, и отправимся в сказочный лес да и посмотрим, как она там похозяйничала. Чтобы попасть в волшебный лес нужно Закрыть глаза, а я произнесу волшебные слова. «Вокруг себя обернись, 1, 2, 3 – и в лесу ты окажись!» (аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года»)
По щучьему веленью, по моему хотенью, пусть все мы очутимся в зимнем лесу! (Открывает картину.) Откройте-ка глаза да осмотритесь кругом, прислушайтесь. Что вы слышите? Тишина! Только кое-где от мороза потрескивает кора деревьев. Упадет вдруг с ветки клок снега - и опять звенящая тишина.
Тишина! -шепнула белая поляна.
Тишина! -вздохнула, вея снегом, ель.
С. Черный Тишь, безмолвье вокруг! А понюхайте-ка воздух. Чем же это пахнет в лесу? Да, морозом, свежим снегом. К нему примешивается чуть заметный запах обожженной морозом коры деревьев, смолистый аромат леса. Свежо, холодно, морозно!
А сейчас посмотрите на этот лес и расскажите о нем. Какой-он? Большой, дремучий, непроходимый. А что это за деревья? Огромные ели, ветви у них расположены высоко. А есть ли маленькие елочки? А что это лежит -на земле под снегом? Да, это упавшие деревья. Много ли снега в лесу? Какой он? Какого цвета?. Кругом - стена деревьев, поэтому снег слегка. коричневатый, кремовый, а в глубокой тени голубоватый. Только там, где среди деревьев есть просвет, луч солнца осветил поляну, окрасив деревья в желтоватые тона. От этого снег, толстым слоем лежащий в тени на земле на, ветках елей, кажется еще голубее.
Мы с вами стоим очень близко к огромным елям, поэтому вершин деревьев не видим. Перед нами только их огромные коричневатые стволы, которые кажутся теплыми, живыми. А посмотрите-ка внимательно: есть ли в лесу еще кто-то живой? Увидели птицу? Она, как и деревья, тоже словно заснула, задремала.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев
А как бы вы назвали этот лес? «Сказочный» «очарованный», «заснувший».
Пора и домой возвращаться. Закройте-ка глаза, а я поколдую. Раз, два, три - обратно нас верни! Открывайте глаза -вот мы и дома, А картину про сказочный зимний лес, который написал художник Иван Иванович Шишкин, мы повесим в группе, будем на нее смотреть, любоваться и вспоминать наше волшебное путешествие. Картина называется «Зима». Это лесной пейзаж.
А сейчас вы будете художниками и нарисуете свой зимний лес, свою сказку о зиме-красавице. (По ходу занятия воспитатель осуществляет общее руководство. В конце занятия следует рассмотреть все работы, одобрить старания детей, найти выразительные сюжеты и колоритные образы.)