Екатерина Фёдорова
Конспект занятия для старших дошкольников «История единицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия «История единицы» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: вызвать интерес к изучению цифр и чисел.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения цифры 1.
Продолжать учить счёту в пределах 10
Продолжать знакомить со свойствами глины
Развивать познавательную активность
Познакомить с «бабушкой» бумаги глиняной табличкой.
Публикация «Конспект занятия для старших дошкольников „История единицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Предварительная работа:
Знакомство с написанием цифр
Беседа «Что было раньше, когда не было…»
Знакомство со свойствами глины
Лепка из глины маленьких конусов и запечатывание из в глиняные мешочки.
Материал для занятия :
Весёлая единица из картона с глазками и ручками.
Глина для лепки маленьких конусов,
заготовка для глиняного мешочка
глиняные таблички, разлинованные на три строчки,
деревянные палочки для письма на табличке
5 глиняных конусов.
5 маленьких машинок.
Ящик для предметов
Затвердевшие глиняные мешочки с конусами, предварительно слепленные детьми.
Ход занятия:
Дети сидят на коврике или подушках. Воспитатель говорит, что сейчас к ним придёт гостья и напоминает, как необходимо встречать гостей (поздороваться, разговаривать вежливо, не перебивать). Воспитатель достаёт весёлую единицу. Воспитатель: «Ребята, знаете ли вы кто это?» (ответы детей). Единица здоровается и знакомится с детьми. Воспитатель: «Кто из вас знает, что такое единица?» (ответы детей). Воспитатель: «Единица это цифра и число, цифра это значок, которым мы можем записать число. Число это количество чего-либо. Посмотрите, у меня есть машинки (достаёт 3 машинки). Вы можете посчитать, сколько у меня машинок? Правильно, три. Можете хлопнуть столько раз, сколько у меня машинок? Встаньте, пожалуйста, на ноги. Можете подпрыгнуть столько раз, сколько у меня машинок? Молодцы! Если я достану ещё одну машинку сколько у меня будет машинок? Четыре (достаёт). Топните, пожалуйста ногой столько раз, сколько у меня машинок. Если я достану ещё одну, сколько станет машинок? Пять. Покажите столько пальцев, сколько машинок. Молодцы! Если я отдам Пете две машинки, сколько у меня останется? Три. Молодцы. (отдаёт Пете машинки). Подпрыгните столько раз, сколько Машинок у Пети. Молодцы! Садитесь, пожалуйста! Мы с вами решили много задач при помощи чисел! Но числа и цифры были у человека не всегда, как и машины, кстати, а что использовал человек для передвижения пока не изобрёл машину? (ответы детей). Молодцы, конечно, лошадей и телеги, кареты. А сегодня наша гостья Единичка расскажет нам историю появления цифр.
Единица : «Сегодня я привела к вам знакомиться моего папу». Воспитатель достаёт конус. Воспитатель: «Ребята, знаете ли вы что это? (ответы детей). Это объёмная фигура, называется конус. Внизу у конуса круг, а вверху острый нос (демонстрирует). Катится конус по кругу (демонстрирует). Единица, а почему ты называешь конус папой?». Единица : «Видите ли, Мария Ивановна, когда-то, как вы правильно сказали, у людей не было ни цифр, не знали они чисел и совсем не умели считать. Не умели читать ни дети, ни мамы, ни папы, ни дедушки. Даже воспитатели и те не умели считать. И вот шумеры (раньше был такой народ) первыми додумались научиться считать. Как думаете, зачем? (ответы). На самом деле, если я не умею считать, мне очень трудно торговать. Вот есть у меня 5 овечек. Хочу я их продать. И иду в гости к Васе, хочу ему их предложить, а как сказать, что предлагаю именно 5 овец? Всех овец к Васе вести не удобно. Вот шумеры и придумали: слепит шумер 5 конусов и идёт к Васе, несёт конусы в кармане, выставляет их перед Васей и говорит: вот овцы. Сколько купишь? А Вася берёт три штуки (бери, значит ему нужны три овцы. Сколько у меня останется? (ответы). А чтобы не путать конусы, обозначающие овец, с конусами, обозначающими куриц, их запечатывали в глиняные мешочки. Сейчас мы с вами узнаем как. Но сначала выполним зарядку с единицей. Вставайте на ножки!»
На одной ноге постой-ка
Будто ты солдатик стойкий
Ногу левую к груди
Да смотри, не упади
А теперь постой на левой
Словно ты солдатик смелый!
Воспитатель: «Теперь присаживайтесь на стульчики за стол. Давайте представим, что мы с вами древние шумеры. А мне, между прочим, обязательно надо передать моей сменщице, Марии Петровне, сколько детей у меня сегодня в группе. Но мы же древние шумеры! И ещё не придумали числа, а значит ни я, ни Мария Петровна, не знаем чисел. Что же нам делать? (ответы детей, воспитатель наводящими вопросами наводит детей на мысль, что шумеры лепили конусы, и если каждый ребёнок слепит по конусу, то конусов будет столько же, сколько и детей, и Мария Петровна узнает, сколько детей). Давайте слепим конусы и соберём их в глиняный мешочек. (каждый лепит конусы, воспитатель собирает их в глиняный мешочек и запаковывает). Помните, мы делали такие мешочки вчера? Как думаете, что с ними стало сегодня? (ответы детей, воспитатель достаёт вчерашние мешочки, рассматривает с детьми. Вместе выясняют, что глина высохла и затвердела, и посчитать количество конусов невозможно.). Значит, Мария Петровна не узнает сколько у нас сегодня детей? Древние шумеры тоже столкнулись этой проблемой. И придумали на мешочке делать отпечатки палочкой, по количеству спрятанных в ней конусах. Давайте вы возьмёте палочки и по очереди подойдёте сделать отпечаток своей палочкой на нашем мешочке. Эти отпечатки увидит Мария Петровна и узнает сколько у нас детей.»
Дети по очереди подходят и делают отпечаток, воспитатель с детьми считает отпечатки и детей, отпечатков столько, сколько детей. Дети садятся на свои места.
Воспитатель: «Мария Петровна узнает, сколько детей. Но как вы думаете, удобно ли пользоваться такими мешочками? (ответы детей). Они занимают много места, если в них много конусов – они очень большие. И вот наши шумеры подумали: зачем большие мешочки, когда можно рисовать такие же палочки на тоненьких табличках, без всяких конусов? Кстати, а как вы думаете, почему они не стали рисовать на бумаге? (ответы детей). Потому что бумаги тогда ещё не было, её не изобрели. А глина была. Когда её достают из земли она мягкая, из неё можно лепить, а потом она затвердевает. У вас у каждого есть глиняная табличка. Давайте сейчас вы возьмёте палочки для письма и станете шумерами, которым задали задание. Сначала мы представим, что у нас три овцы. В первой строчке мы напишем три палочки (воспитатель демонстрирует на доске, рисует три палочки: / / /). Так шумеры изображали три каких-нибудь предмета. На каждый предмет по одной палочке. Что обозначает одна палочка? (ответы детей).» Единица : «Правда, эта палочка похожа на меня? Вот так шумеры и придумали меня! Давайте во второй строчке нарисуем столько палочек, сколько пальчиков у вас на левой руке. (дети выполняют задание). А теперь нарисуйте в третьей строчке столько палочек, сколько девочек сидит за этим столом. Молодцы! Теперь вы настоящие шумеры! А я рассказала вам свою историю и могу идти домой. До свидания!»
Воспитатель приглашает всех детей на коврик и спрашивает что интересного дети узнали, какое задание показалось самым трудным, а какое самым занимательным.