Елена Самарина
Конспект занятия по ознакомлению со свойствами льда для средней группы «Научная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Станция «Научная лаборатория» (опыты)
- «Лёд и снег»;
- «Ледяная вода нам не страшна»
Цель: Ознакомление детей со свойствами льда.
Задачи:
• Поддерживать у детей желание экспериментировать.
• Активизировать познавательную деятельность детей.
• Учить делать простые умозаключения.
• Познакомить детей с некоторыми свойствами льда.
• Развивать тактильное восприятие детей.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению со свойствами льда для средней группы „Научная лаборатория“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
• Учить детей бережному отношению к богатствам природы
• Развивать речь детей, обогащать активный и пассивный словарь.
Материалы: Подносы, лед, соль, краска, трубочки для сока, пластилин, фольга, стаканчики с водой, артинки с частями животных севера, картинки с животными и их малышами.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие. А в какую страну, вы узнаете, отгадав загадку:
Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло.
Дети отгадывают.
В: Правильно ребята, мы отправлямся в царство холода и льда. А почему лед называют стеклом?
Ответы детей.
А можно ли вместо стекла в окно поставить лед?
Почему нельзя?
Ребята, а где много льда и снега.
(в Антарктиде и в Арктике)
Каких животных вы знаете?
А как животные живут в таких холодных условиях, чем они защищены?
(Жир, толстая кожа, шуба).
Ребята, я предлагаю вам проверить, правда ли шуба защищает животных.
Опыт № 1:
Возьмите кусочек льда. Какой он? (Холодный)
Завернем его в фольгу. И положим в шубу. (дети заворачивают лед в фальгу)
А эти кусочки льда оставим на окне. Скажите, где лед растает быстрее в шубе или если будет лежать на тарелке. (Ответы) Посмотрим, пока лед тает, предлагаю поиграть в игру.
Узнай животное по его части.
Пока мы экспериментировали, наши животные попали в беду, заболели, нужно им помочь. Я буду показывать картинку а вы скажите от какого это животного?
(дети называют)
вы настоящие доктора. Спасли животных, а вот их малыши потерялись. Найдите маму кажого малыша.
Дети помогая друг другу ищут маму каждому малышу.
Здорово ребята, теперь у каждого малыша есть мама.
Ребята, отгадайте загадки
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
Как хорошо, вы умеете отгадывать загадки. Совершенно верно, все это вода. А для чего нужна вода?
(ответы детей)
Вода не только приносит пользу, но может и разрушать.
Предлагаю вам сесть в корабль и отправится по Северному ледовитому океану. (дети садятся за столы)
На нашем волшебном корабле, есть вода и трубочки
Здорово, у вас получилось, ребята, наш корабль проходит через льды и попадает в самое ледяное место. Положите свои трубочки с отметками в морозильную камеру. После прогулки мы с вами посмотри. Что же произошло с водой в трубочках. (Дети возвращаются на свои места)
А теперь посмотрим ребята, что же произошло с нашим льдом?
(Дети рассматривают лед на тарелке, делают выводы)
А теперь откроем нашу шубу. Что произошло с этим льдом? (Ответы)
А где лед растаял быстрее? Как вы думаете почему?
Существует такое физическое понятие как теплопроводность. Все предметы в мире обмениваются своим теплом друг с другом и с окружающей средой. И все на свете стремится оказаться в температурном равновесии, сравнять свою температуру с соседями. Чтобы не было вокруг ни теплого, ни холодного, а все стало одинаковым. Если поставить чашку с горячим чаем, и подождать некоторое время, то температура чая вскоре сравняется с температурой окружающего воздуха. Чай остынет, но в это же самое время воздух в кухне чуть-чуть нагреется. А если поставить чашку с холодным молоком, то молоко нагреется - тепло от воздуха передастся ему. Молоко потеплеет, а воздух в кухне чуть-чуть остынет. И их температура сравняется.
Если же мы что-то хотим сохранить холодным (или горячим, то нам надо как-то защитить его от окружающей среды - чтобы не дать им обмениваться теплотой. Есть материалы, которые хорошо защищают от тепла (имеют низкую теплопроводность, есть те, которые хорошо проводят тепло (имеют высокую теплопроводность). Например, фольга имеет высокую теплопроводность. Это значит, что когда мы в нее завернули кусочек льда, то тепло от воздуха в комнате сразу же нагрело фольгу, а от нее нагрелся и сам кусочек льда. А у шубы (и других пушистых материалов) низкая теплопроводность. Воздух снаружи с трудом передает свое тепло через нее воздуху внутри. Поэтому и лед внутри нагревается медленнее.
То есть шуба не греет сама по себе. Она сохраняет ту температуру, которая внутри нее. Если теплый человек наденет шубу, то она сохранит его тепло, и он не замерзнет даже на морозе. А если холодный снеговик наденет шубу, то она сохранит его холод и он не растает даже в теплом помещении.
Опыт 3
Ребята, а вы видели, как дорожки зимой чем то посыпают?
Как вы думаете чем? (песком, солью)
Что нам нужно сделать, чтобы не опасно было спускаться с корабля мы с вами посыпем лед солью и посмотрим, что будет происходить.
(Дети посыпают солью кусочки льда). А этот лед оставим не посыпанным.
А чтобы нам с вами не замерзнуть, предлагаю поиграть.
Я буду называть движение, а вы его показывать, только, без звука.
Греем ушки, хлопаем в ладошки, греем ноги, пьем горячий чай, зовем друга, обнимаем медвежонка, растираем нос, греем ладошки, посыпаем дорожки.
Здорово! Согрелись и дорожки посыпали, посмотрим ребята, а что с нашими льдинками, посыпанными солью, скажите какой лед растаял быстрее?
Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Температура замерзания воды 0 градусов Цельсия. А температура замерзания солевого раствора ниже нее на несколько градусов ( конкретный показатель зависит от концентрации соли в растворе: например, солевой раствор 10% замерзает при температуре -6 градусов, а 20% при -16). Поэтому когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки мы получаем солевой раствор. А у него точка замерзания ниже, чем у чистой воды - поэтому и лед, посыпанный солью, начинает плавиться.
Ребята вам понравилось путешествовать? А что вы узнали во время нашего путешествия?
Тогда наше путешествие мы продолжим после музыкального занятия и прогулки, посмотрим, что же случилось с нашими волшебными палочками.
(Дети продолжают наблюдение после прогулки) Делают выводы.