Светлана Трескина
Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Гласный звук [Э], буква Э»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с гласным звуком [э] и буквой Э, э.
Учить детей определять место звука в трех позициях: в начале слова, в середине, в конце.
Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Развивать связную устную речь. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
Воспитывать аккуратность при работе в тетради, любовь и интерес к чтению, родному языку.
Словарная работа: эхо, экскаватор.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы „Гласный звук [Э], буква Э“» размещена в разделах
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал: Разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные азбуки, предметные картинки, тетрадь солнечные ступеньки, карандаши.
Методы и приёмы: Сюрпризный момент, художественное слово, беседа, артикуляционная гимнастика, объяснение, показ, самостоятельная работа детей в тетрадях, дидактическая игра, индивидуальная помощь детям. итог
Предварительная работа: Работа по разрезным азбукам, чтение слогов с договариванием до целого слова, чтение предложений из двух – трех слов, дидактическая игра «Прочитай и опиши», отгадывание загадок, чтение рассказа Л. Н. Толстого «Эскимосы».
Ход занятия:
1. Характеристика звука. Губы растянуты, как при улыбке; звук образуется при участии средней части спинки языка.
Произносится голосом, его можно тянуть, спеть и т. д. Это гласный звук.
(Ддети самостоятельно дают характеристику этому звуку.)
2. Место звука Э в трех позициях:
-в начале слова: это, эхо, этаж, экран, экзамен, Элла, Эмма, Эльвира, Эмиль, Эдуард, Эдик;
-в середине: дуэт, поэт;
-в конце: алоэ, каноэ (легкая спортивная лодка с одним коротким веслом).
3. Характеристика буквы Э. Сравнение Э и С.
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка.
Загадка
Кто со всеми говорит, а самого не видно? (Эхо)
Эхо слышно тут и там — Эхо ходит по горам.
«Эхо, спустишься сюда?» Отвечает эхо: «Да-а-а!»
Я про страуса, Про ЭМУ
Написал бы вам поэму,
Но никак я не пойму: ЭМУ он или ЭМУ?
Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились. (Имитация движений.)
4. Коллективное составление слов - отгадок на загадки - из букв большой разрезной азбуки.
К нам во двор забрался крот.
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот. (Экскаватор)
Что по проводам
В дом приходит к нам?
По ночам, когда темно,
Освещает дом оно. (Электричество)
(Объяснить значение слов.)
Содержание. Каждый ребенок получает 1 или 2 буквы. Воспитатель медленно произносит слово, интонационно выделяя каждый звук, дети на фланелеграфе выставляют в нужной последовательности буквы заданного слова.
5. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.
Составить из букв отгадки на загадки:
На всякий зов даю ответ, А ни души, ни тела нет. (Эхо)
Кто, не учившись, говорит на всех языках? (Эхо)
6. Игра для развития связной устной речи «Прочитай и опиши».
Дидактическая задача. Упражнять детей в чтении слов разной структуры; учить связно описывать предмет.
Оборудование. Таблицы слов, муляжи, иллюстративный материал.
Содержание. Дети читают слова (тематика любая, например «Фрукты»). Рассказывают все, что им известно на эту тему.
7. Чтение рассказа Л. Н. Толстого
Эскимосы
На свете есть земля, где только три месяца бывает лето, а остальное время зима. Зимой дни бывают такие короткие, что только взойдет солнце, тотчас и сядет. А три месяца, в самую середину зимы, солнце совсем не всходит, и все три месяца темно. На этой земле живут люди; их называют эскимосами. Люди эти говорят своим языком, других языков не понимают и никуда со своей земли не ездят. Ростом эскимосы бывают невелики, но головы у них очень большие. Тело у них не белое, а бурое, волосы черные и жесткие. Носы у них тонкие, скулы широкие, глаза маленькие.
Эскимосы живут в снеговых домах. Они строят их так: нарубят из снега кирпичей и сложат из них дом, как печку. Вместо стекол они вставляют в стены льдины, а вместо дверей они делают длинную трубу под снегом и через эту трубу влезают в свои дома. Когда приходит зима, их дома совсем заносит снегом, и у них делается тепло.
Едят эскимосы оленей, волков, белых медведей. Они ловят рыбу в море крючками на палках и сетями. Женщины и мужчины одеваются одинаково. У женщин только бывают очень широкие сапоги. В эти широкие голенища сапог они кладут маленьких детей и так носят их.
В середине зимы у эскимосов бывает три месяца темно. А летом солнце совсем не садится, и ночей совсем не бывает.
(Беседа по содержанию. Рассказ о современной жизни людей этой народности.)
8. Итоги занятия.