Иванова Елена Анатольевна
Конспект занятия для детей старшей группы «Сказочное письмо»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с применением дидактических игр и знакомством с синонимами и антонимами для детей старшей группы
Тема: «Сказочное письмо»
Цель: формирование грамматического строя речи посредством дидактических игр и знакомства с синонимами и антонимами.
Задачи:
Образовательные:
1) формировать умение подбирать синонимы и антонимы к словам;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
2) формировать умение образовывать от существительных притяжательные прилагательные, отвечающие на вопрос «Чей?».
Развивающие:
1) развивать интонационную выразительность речи;
2) развивать связную речь.
Воспитательные:
1) воспитывать наблюдательность, внимательность;
2) воспитывать культуры поведения при фронтальной работе и работе в парах.
Методы и приемы: обогащение словаря – дидактические и словесные игры.
Оборудование: письмо, записка, картинки с изображением антонимов.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам пришло какое-то сказочное письмо. От кого же оно? Хотите узнать?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого нам нужно отгадать загадку.
Воспитатель:
Плутовка издавна слывет,
В округе курам счет ведет,
И ловит мышек ловко,
Хотя не мышеловка.
Кто это?
Дети: Лиса.
Воспитатель: В каких сказках нам встречается лиса? Назовите эти сказки.
Дети: «Лиса и журавль», «Лиса и козел», «Лиса и рак», «Кот и лиса», «Лисичка-сестричка и серый волк» и другие.
Воспитатель: А какая лиса по характеру?
Дети: веселая, хитрая, сообразительная.
Воспитатель: Кто еще живет в лесу?
Дети перечисляют зверей.
2. Основная часть
Воспитатель открывает письмо.
Воспитатель: Ребята, здесь план нашего квеста. Двигаться будем от окна по стрелке. На каждом этапе выполняем одно задание.
Воспитатель: Первое задание. Подберите антонимы, то есть слова с противоположным значением.
Широкий (узкий).
Старый (новый).
Скучный (интересный).
Аккуратный (неряшливый).
Ответы детей.
Воспитатель: Идем дальше, двигаемся к двери. Второе задание. Определите на слух антонимы в стихотворении.
От земного от причала
Оттолкнулся теплоход.
Она назад пошел сначала,
А потом пошел вперед.
И пошел, пошел по морю,
Набирая полный ход!
Назовите антонимы, то есть слова с противоположным значением.
Ответы детей (назад, вперед).
Воспитатель: Теперь идем дальше. Третье задание: «Чей?».
У медведя дом – (ответы детей : медвежий).
У волка дом – (волчий).
У лисы дом – (лисий).
У белки дом – (беличий).
У лягушки дом – (лягушачий).
У черепахи дом – (черепаший).
У кошки дом – (кошачий).
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Двигаемся дальше по стрелке. Нас ждет дидактическая игра с картинками. Это четвертое задание. Поиграем в игру «Скажи наоборот». Я показываю картинки и называю слова, а вы называете противоположное по смыслу слово, то есть антонимы.
Скажу я слово громко, а ты ответишь… тихо;
Скажу я слово опасно, а ты ответишь… безопасно;
Скажу я слово светло, а ты ответишь… темно;
Скажу я слово сладко, а ты ответишь… кисло;
Скажу я слово большой, а ты ответишь… маленький;
Скажу я слово богатый, а ты ответишь … бедный;
Скажу я слово несчастный, а ты ответишь… счастливый;
Скажу я слово прозрачный, а ты ответишь… непрозрачный;
Скажу я слово просыпаться, а ты ответишь… засыпать;
Скажу я слово работать, а ты ответишь… играть (отдыхать).
Скажу я слово включать, а ты ответишь… выключать.
Скажу я слово входить, а ты ответишь… выходить.
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь наши глаза отдохнут. Давайте сделаем гимнастику для глаз:
Мы устали все чуть-чуть
Предлагаю отдохнуть.
Надо нам зажмуриться
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать
Снова до пяти считаем
Снова глазки закрываем
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
А теперь всем вместе нужно
Поморгать глазами дружно
Вправо-влево посмотрите
Отдохнули? Хорошо.
Дальше пишем мы еще.
Берегите свое зрение, ребята!
Воспитатель: Пятое задание. А сейчас давайте найдем антонимы в пословицах:
Маленькое дело лучше большого… (ответы детей : безделья).
Думай, где надо сказать, а где… (молчать).
Старый друг лучше… (новых двух).
Знай больше, а говори… (меньше).
Ответы детей.
Воспитатель: Шестое задание. Ребята, есть слова – синонимы, их еще называют слова-друзья. Синонимы – это близкие по смыслу слова. Чтобы наша речь была красивой, выразительной, нужно уметь подбирать синонимы к словам. Например, подберите синонимы к слову «грустный».
Дети: печальный, унылый.
Воспитатель: Подберите синонимы к слову «храбрый».
Дети: смелый, отважный.
Воспитатель: Подберите синонимы к слову «крепкий».
Дети: прочный, надежный.
Воспитатель: Если человек знает много синонимов, то он точно выражает свою мысль. Ребята, вы молодцы! Теперь мы переходим к следующей остановке, и поиграем в игру «Скажи другими словами» (седьмое задание).
Снежная буря… (ответы детей : метель, буря, пурга).
Плакать… (реветь, рыдать, проливать слезы).
Плохая погода… (хмурая, холодная, дождливая, пасмурная).
Отсутствие света… (темнота, темень, потемки).
Ответы детей.
3. Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель: Вы молодцы, выполнили все задания! Лиса нам приготовила подарки – звездочки.
Воспитатель раздает детям звездочки.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? Давайте вспомним, что такое антонимы и синонимы.
Ответы детей.
Воспитатель: Я думаю, что теперь ваша речь будет красивее и выразительнее.