Светлана Глущенко
Речевое развитие у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является значимым этапом в психическом и
личностном развитии ребенка. Рассматриваемый возрастной период связан
не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой
познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его
успешного развития личности ребенка. В дошкольном возрасте у нормально
развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем
психическом развитии.
Дошкольный возраст – стадия усиленного развития речи, это время
усвоения многообразными способами ее применения, разнообразными
функциями речи, время максимальной чувствительности к языковым
явлениям и инициативного экспериментирования элементами языка,
словотворчества. Повышение речевой активности инициировано
расширением сферы общения и сферы постижения мира. Ребенок
дошкольного возраста выходит за грани узкосемейной среды. Он общается с
малознакомыми людьми, с ним разговаривают и гости, и посторонние люди в
автобусе, и педагоги детских учреждений, студий, кружков и т. д. Он
общается со сверстниками, находит друзей и партнеров по играм,
договаривается с ними о замыслах и правилах действий. Все это предъявляет
требования к богатой, многообразной и точной речи, в противном случае
взаимопонимания не случится.
Развитие речи дошкольников происходит в различных
направленностях: «улучшается ее осмысление и практическое
использование; она делается базой преобразования всех психических
процессов и орудием мышления».
На протяжении всего дошкольного детства увеличивается словарный
запас ребенка: по сопоставлению с ранним детством словарь вырастает в три
раза. Словарь дошкольника содержит все части речи, он способен верно
склонять и спрягать. На стадии дошкольного детства ребенок изучает
морфологическую систему родного языка, усваивает сложные предложения,
союзы и др. Дошкольники предпочитают игровые упражнения со словами,
процесс словообразования, ритмизацию и рифмовку слов. Под воздействием
взрослых дошкольник постигает контекстную речь, требующую построения
речевого контекста, автономного от конкретной наглядной ситуации.
Зарождается и объяснительная речь, завязывающаяся в совместной
деятельности, когда необходимо представить содержание и правила игры и
т. д.
Значимая функция речи заключается в регуляции и планировании
деятельности. Осуществлять ее речь принимается в связи с тем, что
объединяется с мышлением ребенка.
Дошкольник не только постигает речь, но и обучается употреблять ею.
В первую очередь, речь представляется как средство общения.
Первоначально это ситуативная речь, то есть уведомление в конкретной
ситуации в отношении конкретных предметов в поле зрения. Она
понятна участникам предоставленной ситуации и необъяснима для
посторонних. В подобной речи немало местоимений. С увеличением
диапазона общения дошкольник принужден разъяснять повествование, и
указательные местоимения сопутствуют названием предметов.
Понемногу речь делается контекстной и объяснительной, хотя в узкой
сфере применяется и ситуативная речь. Контекстная речь довольно полно
обрисовывает ситуацию с тем, чтобы она была ясной без ее прямого
восприятия. В развитии контекстной монологической речи значительную
роль исполняет слушание и пересказ книжных текстов, овладение
культурными образцами языка. Дошкольник принимается предъявлять
требования к самому себе и стремится соблюдать их при построении речи.
Изучая законы построения контекстной речи, дошкольник не
прекращает употреблять ситуативную речь. Ситуативная речь не
обнаруживается как речь низшего ранга. В ситуации естественного общения
ее употребляет и взрослый. По истечении времени дошкольник принимается
все более точно и к месту употреблять то ситуативную, то контекстную
речью в зависимости от условий и характера общения.
Контекстной речью дошкольник завладевает под воздействием
регулярных занятий. На занятиях в детском саду дошкольникам случается
излагать более абстрактное содержание, чем в ситуативной речи, у них
зарождается надобность в новоиспеченных речевых средствах и формах,
которые дошкольники постигают из речи взрослых. «Дошкольник в данной
направленности производит только самые первые шаги. Дальнейшее
развитие контекстной речи проистекает в школьном возрасте»
В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется надобность
растолковать ровеснику содержание будущей игры, конструкцию игрушки и
многое другое. Нередко даже небольшое недопонимание ввергает детей во
взаимное неудовольствие говорящего и слушателя, в конфликты и
недопонимания. Объяснительная речь вызывает установленную
последовательность изложения, выделения и установки ключевых связей и
взаимоотношений в условиях, которых собеседнику необходимо осмыслить.
Дошкольник подмечает неверные звуки в собственной речи, и
сердится, если повторяют его произношение в дразнилках. Отработка звуков
происходит как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Нередко
верный звук появляется как бы «безотложно, случайно, хотя этому
предшествовали напрасные попытки повторить его правильно» .
Чистота звуков к 6 годам один из центральных показателей школьной
зрелости.
Одновременно с функцией общения, речь получает функцию средства
мышления. В дошкольном возрасте данная речь убывает, преобразуется во
внутреннюю и в данной форме сохраняет свою планирующую функцию. В ее
содержании констатация сделанного становится менее выражена, при этом
более выражено планирование действий. Планирующая функция речи -
существенный показатель речевого развития ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, развитие речи – сложный процесс освоения словарного
и звукового состава и грамматического строя языка, развитие вербального
общения и вербального мышления, зарождения внутреннего речевого плана
действии и начало анализа языковой реальности.
У детей с задержкой психического развития развитие речи значительно
различается развития обычно развивающихся детей. Отставание в развитии
речи обнаруживается у них в младенческом возрасте и имеет продолжение в
раннем детстве. Таким образом, при переходе в дошкольный возраст у них
отсутствует готовность к ее освоению. Часто не выработаны такие
предпосылки речевого развития, как «предметная деятельность, интерес к
окружающему, развитие эмоционально-волевой сферы, в частности
эмоционального общения со взрослыми, не сформирован фонематический
слух» .
Некоторые дети с задержкой психического развития еще не говорят не
только к началу дошкольного возраста, но и к 4 – 5 годам. С точки зрения
развития речи, детей с задержкой психического развития можно
рассматривать, как категорию неоднородную. Среди них существуют
дошкольники, которые совсем не владеют речью, дошкольники, которые
владеют маленьким объемом слов и простых фраз, дошкольники, у которых
формально хорошо развита речь. Но, их всех связывает ограниченное
осмысление обращенной речи, «привязанность к ситуации, с одной стороны,
и оторванность речи от деятельности – с другой. Речь не отражает истинных
интеллектуальных возможностей ребенка, не может служить полноценным
источником передачи ему знаний и сведений».
Нередко у дошкольников с задержкой психического развития
существуют несовершенства в произношении и различении некоторых
звуков. При этом исследования передают, в границах житейских
необходимостей и задач устная речь детей старшего дошкольного возраста с
ЗПР удовлетворяет их потребность в общении. При этом следует обозначить
недостаточную отчетливость, «смазанность» речи большинства детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР. Подчеркивая их весьма низкую
речевую активность, а также следует допустить, что данная нечеткость речи
объединена с малой подвижностью артикуляционного аппарата вследствие
недостаточной речевой практики.
Фразовая речь отличается большим количеством фонетических и
грамматических искажений. Овладение грамматическим строем речи на
протяжении дошкольного возраста, как правило, не происходит. Особенно
страдает связная речь. Одним из типичных свойств обнаруживается при этом
стойкое нарушение согласования числительных с существительными.
Словарный запас в пассивной форме существенно выше активного, но
это имеет отношение, обычно, при восприятии отдельных изолированных
слов, и то не всегда. Есть слова, которые дошкольник с ЗПР способен
произнести к какой – либо картинке, предмету, но не осмысливать, когда их
произнес иной человек за пределами стандартной ситуации. Данное
доказывает то, что у дошкольников с ЗПР продолжительно сохранено
ситуативное значение слова. Семантическая нагрузка слова детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР намного меньше, чем у дошкольников того же
возраста в норме.
Ситуативное значение слова, недостаточная грамматическая
оформленность речи, нарушение фонематического слуха и замедленность
восприятия приводят к тому, что речь взрослого либо часто совсем не
понимается ребенком с задержкой психического развития, либо понимается
неточно и даже искаженно.
При этом слово взрослого способно обладать в организации
деятельности дошкольника с ЗПР значительной ролью. Оно способно
завладеть его вниманием, сориентировать деятельность, и может выдвинуть
ребенку нетрудную задачу. При этом необходимо не забывать, что не нужно
употреблять изолированную словесную инструкцию, ее следует совмещать с
образцом, показом, совместными действиями взрослого и дошкольника на
протяжении всего дошкольного возраста.
Задержка в развитии грамматического строя проявляется в том, что
дошкольники, конструируя предложения, создают их чрезвычайно просто и
совершают немало ошибок: нарушают порядок слов, не согласуют
определения с определяемыми словами, рассказ по картинке замещают
примитивным перечислением изображенных на ней предметов. «Эти
недостатки время от времени выявляются и в спонтанной речи детей, но в
монологической речи (пересказ прослушанного текста, устное сочинение на
заданную тему) они попадаются несколько чаще» .
Задержка в развитии контекстной речи, как и отставание во всем
речевом развитии, обнаруживается у детей с задержкой психического
развития как вторичный дефект, результат недостаточности аналитикосинтетической деятельности, низкого уровня познавательной и особенно
речевой активности, несформированности мыслительных операций. Оно
обнаруживается не только в несовершенстве экспрессивной речи, но и в
трудностях понимания детьми отдельных грамматических конструкций.
Немалые проблемы испытывают дошкольники с задержкой психического
развития в понимании отношений, передаваемых формами творительного
падежа, атрибутивных конструкций родительного падежа, структур с
необычным порядком слов, сравнительных конструкций. Существенные
проблемы вызывают у детей овладение некоторыми формами выражения
пространственных отношений.
Следует подчеркнуть, что все отмеченные недостатки обнаруживаются
не в одинаковой степени у всех дошкольников с задержкой психического
развития. Есть дети, у которых «отставание в речевом развитии выражается
незначительно, но есть и такие, у которых оно проявляется особенно сильно,
и их речь приближается к характерной для умственно отсталых детей,
которым такие задания, как рассказ по сюжетной картине или на заданную
тему, совершенно недоступны». В таких случаях возможно
допустить присутствие сложного дефекта – комбинирования задержки
психического развития и первичного нарушения речевого развития.
Без специального обучения у детей с задержкой психического развития
не развивается возможность регулировать деятельность с помощью
собственной речи: наблюдается в отдельных случаях сопровождающая речь,
но совсем не возникает фиксирующая и планирующая. «Сопровождающая
речь часто производит впечатление не отнесённой, в ряде случаев
наблюдается эхолаличная речь» .
Речь у детей с задержкой психического развития может быть настолько
слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. Недоразвитие
коммуникативной функции речи «не компенсируется и другими средствами
общения, в частности мимико – жестикуляторными; амимичное (лишенное
мимики) лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных
стандартных жестов отличают детей с задержкой психического развития от
без речевых детей и от детей с другими нарушениями (с нарушениями слуха,
с моторной алалией)».
В результате к школьному возрасту
необученные дети с задержкой психического развития приходят с
существенным речевым недоразвитием.
Итак, дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и
формирования речи у детей с задержкой психического развития. При
задержке психического развития отмечается позднее начало речи, скудный
запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени: это может быть
лепетная речь, отсутствие речи и развернутая речь с элементами фонетикофонематического или лексико-грамматического недоразвития.