Наталья Попова
«Транспорт». Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование лексико - граматических средств языка по теме «Транспорт».
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать учить согласованию количественных числительных с прилагательными и существительными; согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; подбору существительных к глаголу и глаголов к существительному;
• закреплять формирование обобщающих понятий «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт», «специальный транспорт»; дифференцировать грузовой и пассажирский транспорт;
Публикация «„Транспорт“, Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
• упражнять детей в практическом употреблении существительных в Родительном падеже; в употреблении множественного числа существительных;
• уточнить понимание и практическое употребление приставочных глаголов и предлогов в речи.
Коррекционно - развивающие:
• Развивать умение понимать обращенную речь; слуховое внимание;
• развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
• развивать умение ориентироваться в пространстве;
• развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
• Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия;
• развивать чувство сопереживания; снять мышечные и эмоциональные зажимы.
Оборудование: домик; кубики; камешки (река, стол для пескотерапии, машинки (которые смогут заехать на мост, предметные картинки пассажирского транспорта (автобус — автобусы, троллейбус — троллейбусы, трамвай — трамваи, автомобиль — автомобили, мотоцикл — мотоциклы, поезд, самолет — самолеты, теплоход — теплоходы, предметные картинки грузового транспорта (грузовики, предметные картинки специального транспорта (скорая помощь, пожарная машина, карточки для развития графомоторных навыков, аудио сопровождение, ПК, интерактивная доска, зеркала.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Хоровод «Ну – ка все встали в круг…»
Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.
2. Ввод в тему.
1) — Я сейчас назову несколько слов, а вы догадайтесь, о чем мы будем говорить на занятии : трамвай, автобус, самолет, мотоцикл. корабль, автомобиль, поезд. Догадались?
(1 слайд)
- Мы будем говорить о транспорте.
3. Основная часть.
(2 слайд – 9 слайд)
1. 3агадки.
- Ребята, а вы любите загадки?
- Тогда я буду вам загадывать загадки о транспорте.
* Что за чудо – длинный дом,
Пассажиров много в нем,
Носит обувь из резины,
А питается бензином (автобус).
- А кто управляет автобусом? – Автобусом управляет водитель.
* По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нем.
А над крышей вожжи, он ходить
Без них не может (троллейбус).
- А кто управляет троллейбусом? – Троллейбусом управляет водитель.
* Очень рано за окошком – стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома (трамвай).
- А кто управляет трамваем? - Трамваем управляет водитель.
* Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,
Накорми меня бензином, на копытца дай резины,
И тогда, поднявши, побежит … (автомобиль).
- А кто управляет автомобилем? – Автомобилем управляет водитель.
* Несется и стреляет, ворчит скороговоркой
Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл).
- А кто управляет мотоциклом? – Мотоциклом управляет мотоциклист.
* Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое.? (Самолет).
- А кто управляет самолетом? – Самолетом управляет пилот.
* Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь – сококоножка,
По дорожке той ползет
Весь обоз один везет (поезд).
- А кто ведет поезд? – Поездом управляет машинист.
* По волнам дворец плывет,
На себе людей везет (корабль).
- А кто управляет кораблем? – Кораблем управляет капитан.
(10 слайд)
- Рассмотрите картинки. Скажите, этот транспорт перевозит людей или грузы? – Этот транспорт перевозит людей.
- Как называют людей, которые едут в транспорте? – В транспорте едут пассажиры.
- Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? – Пассажирский транспорт.
2. Игра «Чего не стало?»
(11 слайд)
- Давайте поиграем с этими картинками.
(12 – 13 слайды)
- Чего не стало? – Не стало поезда.
- Чего не стало? – Не стало самолета.
3. Игра «Угадай по действию».
(14 слайд)
- Догадайтесь, про какой транспорт я скажу :
- Какая машина помогает врачу оказывать помощь больным? – Это скорая помощь.
- Какая машина помогает поливать улицы? – Это поливальная машина.
- Какая машина помогает полицейским? – Это полицейская машина.
- Какая машина помогает людям тушить пожары. – Это пожарная машина.
- Это тоже транспорт, специальный.
- Все остальные машины возят грузы.
- Как называется транспорт, который возит грузы? – Это грузовой транспорт.
(Логопед показывает 15 слайд)
4. Игра «Что лишнее. Почему?»
(16 – 17 слайды)
На доске детям предлагаются демонстрационные карточки для дифференциации пассажирского и грузового транспорта, дети называют «лишний» транспорт и объясняют, почему : «Лишний автобус, потому что он – пассажирский транспорт, а остальные машины – грузовой».
(18 слайд)
- Молодцы!
5. Подвижная игра «Подбери действие к предмету».
- Ребята, сейчас на минутку вы превратитесь в самолеты. Я называю действие. Если я правильно называю действие, вы вытяните руки в стороны – это будут крылья самолетов. Если не правильно, вы опустите руки.
Далее дети «садятся» в автомобили.
Самолет – летит, плывет, гудит, стоит, взлетает, прыгает, отплывает, приземляется.
Автомобиль – едет, гудит, летит, стоит, заезжает, плывет, прыгает, проезжает.
6. Игра «Один – много», «Много – один».
Логопед перемешивает предметные картинки с пассажирским и грузовым транспортом в единственном и во множественном числе. Берет сам картинки и раздает детям. Далее игра проводится в форме диалога.
- У меня есть автобусы. – А у меня есть автобус.
- У меня есть трамвай. – Ау меня есть трамваи.
- У меня есть самолеты. – А у меня есть самолет.
- У меня есть троллейбус. – А у меня есть троллейбусы.
- У меня есть мотоциклы. – А у меня есть мотоцикл.
- У меня есть автомобиль. – А у меня есть автомобили.
- Молодцы!
- Для следующего задания нам нужно подготовить наши пальчики.
Развитие мелкой моторики.
7. Развитие графомоторных навыков.
(Обвести по контуру кораблик и пустить его по реке).
8. Гимнастика для глаз.
Автобус
Мы в автобусе сидим, Смотрят.
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед, Поворот головы вправо – влево.
А автобус не везет. Смотрят.
Внизу речка – глубоко, Опустить глаза вниз.
Вверху птички – высоко. Поднять глаза вверх.
Щетки по стеклу шуршат, Движения глазами вправо – влево.
Все капельки смести хотят.
Колеса закружились, Круговые вращения глазами.
Вперед мы покатились.
Физминутка «Автомобили» (развитие фонематического восприятия).
9. Игра «Песочная страна».
- А сейчас мы отправимся в Песочную страну. (Дети подходят к столу для пескотерапии).
- Что находится на полянке? Это гараж. Это дом. Это мост. Это река.
- Как вы думаете, где могут стоять машины? – Машины стоят в гараже.
- Давайте посмотрим.
- А теперь я буду показывать действие, которое буду называть.
- Моя машина выезжает из гаража.
Далее логопед просит одного из детей повторить действие и назвать его. И так каждый ребенок.
- Моя машина едет по дороге. – Мой автобус едет по дороге.
- Моя машина объехала вокруг дома. – Мой автобус объехал вокруг дома.
- Моя машина подъехала к мосту. – Мой автобус подъехал к мосту.
- Моя машина заехала на мост. – Мой автобус заехал на мост.
- Моя машина едет по мосту. – Мой автобус едет по мосту.
- Моя машина съехала с моста. – Мой автобус съехал с моста.
- Моя машина отъехала от моста. – Мой автобус отъехал от моста.
- Моя машина подъехала к гаражу. – Мой автобус подъехал к гаражу.
- Моя машина заехала в гараж. – Мой автобус заехал в гараж.
- Молодцы, хорошо играли!
4. Итог занятия.
- Дети, вы запомнили, как одним словом назвать самолет, корабль, автомобиль? А как называется транспорт, который перевозит пассажиров? А как называется транспорт, который перевозит грузы?
5. Релакс, цветотерапия.
6. Дети получают в подарок машинки и уходят в группу.