Оксана Тарасова
«Поможем шарику и Матроскину». Конспект занятия по познавательному развитию для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ для детей 5-6 лет
ТЕМА: «ПОМОЖЕМ ШАРИКУ И МАТРОСКИНУ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Цель: Формировать элементарные математические представления детей посредством авторских методик Кюизенера, Никитина и Дьенеша.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с числом 10. Закреплять счёт в пределах 10, умение составлять рисунок по образцу, умение расставлять предметы по росту в порядке убывания
Развивающие:
Развивать фантазию, творческие способности, логическое и образное мышление, умение действовать самостоятельно, принимать активное участие в образовательном процессе. Развивать речь, память.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математике, умение играть в команде, желание помочь.
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
- Ребята, к нам на почту пришло голосовое сообщение. Интересно, от кого? Давайте узнаем. «Здравствуйте ребята! Это Шарик и Матроскин из Простоквашино. У нас случилась беда: налетел ледяной ветер, сломал забор и все животные разбежались. Помогите нам, ребята, отремонтировать забор, насыпать корм в кормушки и вернуть животных»
Мотивация деятельности детей
- Ребята, от кого мы получили голосовое обращение? (От Шарика и Матроскина из Простоквашино)
- Что у них произошло? (Налетел ветер, сломал забор и животные все разбежались)
Хотите помочь Матроскину и Шарику? (Да)
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
- Каким же образом мы сможем помочь им? (Отправится в Простоквашино, выполним задания)
Как нам добраться до Простоквашино? (На транспорте.) – Где мы возьмем транспорт? (Изготовим).
Актуализация ранее приобретенных знаний
Предлагаю с помощью игры «Кубики Никитина» «Сложи узор» изготовить транспортное средство, проходите за стол, на каждом столе есть набор транспортного средства. (Дети самостоятельно выполняют в парах)
- Что у вас получилось? (Дети показывают транспортное средство и называют его.)
Воспитатель: Этот транспорт относится к водному или наземному транспорту? (водный, наземный, перечисляем) Обратите внимание, перед вами 2 дорожки с условными обозначениями. Отнесите свою картинку к соответствующему условному обозначению по соответствующей дорожке. (по ребристым дорожкам)
Транспорт готов, можно отправляться в деревню, но сначала вспомним о правилах безопасного поведения в дороге. (звук езды на машине)
- Вот мы с вами и на месте. (Вешаю плакат деревенского двора)
Добывание (сообщение и приятие) нового знания
- Ребята, что нам нужно сделать в первую очередь?
(Поправить забор) Из чего будем делать забор? (Из досок) Проходите, ребята за столы, перед вами набор досок, нужно выложить доски от самого низкого, до самого высокого, причем первая доска должна быть белого цвета, третья – обязательно голубого цвета. (Дети самостоятельно выполняют)
- Давайте посчитаем, сколько досок у каждого? (9) Как выглядит цифра 9? Покажи, Алиса цифру 9 на карточках. А если мы возьмём еще одну доску, сколько станет у нас досок? (10). Как выглядит это число? (Выставляю число 10 в числовой ряд). Ребята, на каком месте стоит число 10? (после 9) Значит, число 10 самое большое? (Да)
Чем отличается число 10 от остальных? (состоит из двух цифр 1 и 0)
Где в жизни мы с вами можем встретить число 10? (10 пальцев у нас на руках, на часах, монетка)
- Молодцы, починили забор. (прикрепляю картинку забора на плакат деревенского двора) Справились с этим заданием? (Да)
- Какое следующее задание? Правильно, Насыпать корм в кормушки, только не перепутайте, в одну кормушку нужно насыпать желтый корм, а в другую – только круглый. (перед детьми выставляю два малых обруча с условными обозначениями, а детям раздаю по одной фигуре из игры «Блоки Дьенеша». Дети выкладывают детали, поясняя, почему положил именно в эту кормушку)
- Вот и кормушка готова! Справились с этим заданием? (Да) Что нам еще осталось сделать? (Найти животных и вернуть во двор)
Физминутка «Идем гулять»
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять. – Шагают на месте
Завязала Катенька - Показывают, как завязывают шарф.
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки - Имитируют движения.
Теплые сапожки
И пойдем скорей гулять, - Шагают на месте.
Прыгать, бегать и скакать. - Прыгают на месте.
Зрительная гимнастика:
Глазкам нужно отдохнуть.
(Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть.
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут.
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут
(Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо.
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все!
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
- Ой, ребята, что это? (Находим ледяные комочки на подносе)
Оказывается, ледяной ветер заморозил животных. Как же нам их разморозить? (Версии детей) А как это лучше и быстрее сделать, мы узнаем в научной лаборатории. (Одеваем халаты, проходим за столы)
Исследовательская деятельность.
Опыт 1. «Свойства льда»
- Ребята, возьмите лёд в руки, потрогайте его. (Дети берут, трогают лёд)
- Скажите, что вы почувствовали? (Лёд - холодный, гладкий и скользкий, прозрачный – выставляю картинки – условные обозначения)
- А теперь попробуйте пальчиком надавить сверху на кусочек льда. Какой он? (твёрдый или мягкий). (Лёд – твердый)
Опыт 2. «Как растопить лёд?»
- Ребята, давайте постучим по льду? Можем сломать?
(Лёд твёрдый и нам не удастся поломать его руками.)
- А теперь давайте подышим, согреем своим теплом. (Дыхательная гимнастика)
Что происходит? (Лёд тает, но медленно)
- Попробуйте посолить лед. Что происходит? (Лёд трещит, и медленно тает)
- А теперь попробуем наши льдинки положить в таз с водой и посмотрим, что будет происходить. (Дети подходят к столу, где находится таз с водой, опускают в него льдинки и наблюдают.)
- Что же происходит со льдом? (Лёд плавает, не тонет.)
- Лёд начал таять. Почему лёд таит? В какой воде лёд быстрее растает: в холодной или горячей? (в горячей)
Посмотрите, ребята, животные уже растаяли, нужно вернуть их домой. (Дети снимают халаты, берут фигурку животного и ставят в макет деревенского двора)
- Ребята, животных мы вернули, а про галчонка дяди Федора забыли. Он испугался ледяного ветра и спрятался. Как же нам вернуть его? (ответы детей) А я предлагаю приготовить съедобную кормушку для галчонка.
Переходим к процессу изготовления эко-кормушки. На втулку или (картонную фигурку)наносим мучной клейстер, оставляя дырочки для лент свободными. Слой должен быть достаточно густой, чтобы зёрна и хлопья немного утопали в нём.
Насыпаем на эту основу сам корм, немного прижимая его пальцами.
Корм: семена и зёрна (пшено, семечки, хлопья овсяные, пшеничные и любые другие, дробленый горох, замороженные ягоды (клюква, смородина, рябина, калина, изюм, тертый сыр и др. Не рекомендуется использовать рис или гречу: после попадания в птичий желудок они разбухают и доставляют боль птицам.
Верёвочки используем картонные или джутовые. Осталось вдеть в дырочки ленты или верёвочки и эко-кормушка готова.
А после того, как птицы съедят корм и кормушка станет ненужной, она через недолгое время утилизируется сама собой. Без всякого ущерба для природы. (Дети выполняют совместно с воспитателем)
Кормушка готова, а нам пора возвращаться назад, в детский сад.
Ребята, вот мы и дома, Где мы с вами побывали? Что делали? Справились ли с заданием? (Ответы детей)
Звенит звонок, беру телефон, говорю, что это звонили Шарик и Матроскин, говорят спасибо за работу, сообщают, что галчонок вернулся.
Если задания были трудные – возьмите грустный смайлик, если задания были легкие, интересные, возьмите веселый смайлик. (Дети самостоятельно выбирают смайлики)
Ребята, когда мы с вами пойдем на прогулку, то развесим наши съедобные кормушки на территории детского сада.