Татьяна Шмелева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Р’], [Л]-[Л’]. Путешествие по Северу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация звуков» [Р - Р'], [Л - JI']. Путешествие по Ямалу»
Цель:
Дифференциация звуков [Р - Р'], [JI - Л'] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Развивать функции языкового анализа и синтеза;
Практическое усвоение форм творительного падежа имен существительных;
Обогащать словарь;
Воспитывать любовь к природе и людям родного края.
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [Р]-[Р’], [Л]-[Л’], Путешествие по Северу“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Оборудование. Профили артикуляции звуков [Р, Р', Л, Л'], цветные альбомы и фотографии о природе Севера, о быте оленеводов, фотографии и рисунки животных Севера; буквенные кассы; рюкзак, фотоаппарат, наушники, 2 деревянных бруска; музыкальный центр, звукозаписи (гудение пылесоса, песня «На далеком Ямале» И. Корнилова).
Ход занятия
1. Оргмомент.
Дети рассаживаются на коврике.
У каждого человека есть родина. Как вы понимаете слово «родина»?
Объяснения детей. Включается звукозапись шума космического корабля (гудение пылесоса).
Что это за звук? Это, кажется, нас посетили «инопланетяне».
В кабинет входят мальчик и девочка в костюмах инопланетян.
Кто вы? «Лори и Лиор». Какие незнакомые имена! Но какие знакомые звуки!
2. Сообщение темы занятия.
Какие согласные звуки вы услышали в именах наших гостей? ([Р, P', JI, Л']). Мы научились их произносить правильно, а сегодня с инопланетянами еще раз повторим их.
3. Характеристика звуков, сравнение.
4. Произношение звуков в слогах.
Послушайте, как разговаривают наши гости. Ла-ра-ла-ра (с удивлением, ле-ре-ле-ре (с испугом, ло-ро-ло-ро (с досадой). Они чем-то встревожены, успокоим их: ла-ра-ла-ра, ло-ро- ло-ро. Давайте их научим говорить на нашем языке.
5. Развитие функции языкового анализа и синтеза. Дифференциация понятий «звук», «слог», «слово».
Из чего состоит наша речь? Ловите звуки [р], [о]. Что получилось? (Слог). Добавьте к нему еще слоги. Что получилось? (Слово).
Я попрошу со слогом ра мне сейчас назвать слова.
Со слогом ли слова придумали?
Дополнить слог - это простое задание, получите «рассыпанные» звуки [к, о, р, у, г], и верните мне слово. (Округ.)
Как называется наш округ? Покажем Лиору и Лори наш округ.
Давайте собираться в путешествие. Что это я приготовила в дорогу? (Рюкзак.)
6. Произношение звуков в словах.
Положите в рюкзак продукты, в названиях которых есть твердые звуки [р, л]. Теперь - одежду. В походе мы будем фотографировать? Что надо взять? Чем вы будете снимать? А если мы будем снимать фильм, что для этого нужно? Мы полетим или поедем? Полетим на чем? (На самолете, на вертолете.) Отправляемся в аэропорт. Чем Дима будет управлять? (Вертолетом.) А Ваня? (Самолетом.) Алина будет нас обслуживать. Кем она будет? (Стюардессой.) Алина, пригласи нас в самолет. («Уважаемые пассажиры! Пройдите в салон самолета. Садитесь поудобнее. Пристегните ремни. Счастливого вам полета!»)
7. Практическое усвоение творительного падежа существительных. Словообразование.
Выставляются фотографии, альбомы.
Над чем мы пролетаем? (Над городом Салехардом.) А теперь над нашим городом - соседом Салехарда. Какой город под нами? (Лабытнанги.) Летим над Лабытнангами. Под нами тундра. Как вы понимаете это слово?
Мы летим над горами. Как называются эти горы? (Уральские горы.)
Посмотрите налево: под нами Обь. Что это? (Река.) Какая она? (Широкая.) А здесь узенькая. Как скажем о такой реке? (Речка, реченька, речушка.) А есть совсем маленький. (ручей, ручеек).
Какие города Ямала и поселения оказались уже позади? Над какими городами мы летели? (Над Уренгоем, Ноябрьском, Муравленко, Аксаркой, Лабытнанги, Салехардом, Яр-Сале, Газ-Сале.)
Я вижу стадо оленей. Чем они питаются? (Ягелем.) А как называют людей, которые выращивают оленей? (Оленеводы.) Как называют кочевое жилище оленеводов? (Чум.)
Быстро летит самолет, я уже вижу ре-мо. Что я перепутала? Скажите слово правильно. (Море.) Значит, мы подлетаем к Карскому морю, которое омывает на севере наш полуостров Ямал. Кстати, почему Ямал называют полуостровом? (Он называется полуостровом, потому что омывается водой не со всех сторон, а только с трех, а с одной соединен с материком.)
Ребята, в составе экипажа нашего самолета есть радист. Чем он занимается? А чем занимается диспетчер? (Объяснение логопеда.) Так вот сейчас наш радист запрашивает посадку, где мы попутешествуем с нашими гостями по Северу.
Саша надевает наушники, «выходит на связь», легонько постукивая брусками.
Послушаем, о чем говорит радист с диспетчером.
8. Восстановление деформированного текста.
Диспетчер передает: «Посадка не разрешать. Видимость плохой. Мести пурга. Разрешить посадка в Надым».
Расшифровка радиограммы. Повторение детьми.
Наш самолет пошел на снижение. Чувствуете напряжение? А теперь посадка совершена. Теперь нам легко и приятно.
9. Знакомство с предметами быта коренных народов Севера.
Нас подвезли прямо к дому. (Далее - беседа по открыткам, фотографиям). Кто нас встречает? (Оленеводы.) На какой упряжке? (На оленьей.) Какая меховая одежда у оленеводов? (Шапки, бурки, унты, малица.)
Обследование меховых изделий, сравнение их.
Чем украшена одежда? (Узорами, бисером.)
Даются «рассыпанные» буквы Л, Ы, Ж, А,Х.
Составьте слово и узнаете, на чем мы будем добираться до другого селения. (На лыжах.) Имитация ходьбы на лыжах.
10. Физкультминутка.
Под музыку песни «На далеком Ямале» И. Корнилова дети выполняют различные упражнения.
11. Проблемная ситуация.
Мы устроили привал. Задремали и увидели сны-небылицы медведей. Какими они бывают? (Белыми и бурыми.)
Звучит тихая музыка. Дети рассказывают свои сны.
Пока мы спали, бурый медвежонок утащил все наши запасы продуктов. Что будем делать?
12. Звуко-слоговой анализ и синтез.
Давайте познакомим Лиора и Лори с животными Севера по иллюстрациям. Я экскурсовод: «Угадайте, кого я вам покажу? В его названии есть три мягких согласных звука : [н', л', т']». (Тюлень.) В следующем слове 4 звука : первый - [м], последний |ж] и есть звук
[р]». (Морж.)
Узнавание слова олень по схеме.
13. Составление слов из букв разрезной азбуки.
Каждому ребенку заранее подобраны буквы для составления 3-4 слов - названий животных (олень, лоси, моржи, гагара, волк). Если ребенок правильно составит и прочитает слова, ему разрешается показать гостям картинки с этими животными. Картинки выставлены на наборном полотне.
14. Завершающий этап. Вывод.
Что бы вы хотели сделать, чтобы наш северный край стал еще лучше, богаче, красивее? Чего нельзя делать? Что может принести вред природе?
Человек должен добрым быть. Природу и свой край беречь и любить. Повторите эти слова и запомните их.
15. Итоги занятия.