Папки-передвижки

«Азбука родной природы». Конспект занятия

Елена Дедяева
«Азбука родной природы». Конспект занятия
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Азбука родной природы»

Форма проведения: беседа с включением игр и заданий.

Задачи:

- знакомить детей с различными типами леса (хвойный, лиственный, смешанный, климатическими и природными особенностями разных регионов России;

- закреплять названия растений и животных родного края;

- практиковать в различении разных пород деревьев;

- обогащать природоведческий словарь.

Материалы: тематические карточки, поролоновая губка, природный материал, обручи, фишки.

Литературный материал: Н. Сладков «Лесная азбука», А. Стариков «Я лес люблю», С. Погорельский «Здравствуй, лес, дремучий лес», Н. Майер «Необыкновенная страна».

Предварительная работа.

Дидактическая игра «Где какое дерево?». Рассматривание карты России. Отгадывание загадок, ознакомление с названиями растений, животных родного края.

Основная часть.

Сюрпризный момент. На доске появляется Веселый Рюкзачок. Он приглашает детей на «прогулку» в лес.

Мультимедийная презентация «Типы леса». Лес бывает разный: хвойный, лиственный, смешанный. В хвойном лесу растут сосны, ели, пихты, лиственницы. В еловых лесах всегда полумрак, мохнатые ветви почти не пропускают солнечные лучи. Почва в таком лесу покрыта мхами и лишайниками, трав и кустарников в нем мало. Сосновый бор, в отличие от елового, светел и сух, сосны стройны и красивы, их прямые стволы уходят вверх, как стрелы. Землю устилает мягкий мох, в нем растет много черники, брусники.

Чтение стихотворения А. Старикова «Я лес люблю»:

Я лес люблю. Сосновый лес,

Чтоб сосны были до небес.

Чтобы кололи облака

Об иглы белые бока…

Вопросы для обсуждения. Чем еще привлекает автора стихотворения сосновый лес? (Тем, что «солнце прячется в ветвях», что «хвоей воздух крепко пах». Если прилечь на землю и закрыть глаза, то кажется, что «шумит морской прибой».) Бывает ли в еловом или сосновом лесу листопад? (Нет, ведь ели и сосны стоят весь год зелеными). В каком лесу можно наблюдать листопад? (В лиственном лесу). Что такое смешанный лес? (В нем сосна соседствует с березой, ель – с осиной. В таком лесу могут расти и липы, и клены, и дубы).

Чтение рассказа Н. Сладкова «Дары леса» из «Лесной азбуки».

Вопрос для обсуждения. Чем человеку полезен лес? (Лес снабжает человека продуктами животного и растительного происхождения. Лес защищает поле от засухи и зимних холодов, препятствует смыву почвы с полей. Реки, одетые в леса, немельчают, остаются полноводными).

Задание «Чьи иголки». Веселый Рюкзачок предлагает детям рассмотреть ветки ели и сосны, установить различие между ними. (Ствол и ветки сосны покрыты красноватой корой. Сосновые иголки зеленые, длинные, узкие, они расположены на ветке попарно. Хвоинки сосны живут два-три года, а потом опадают. У ели короткая темно-зеленая хвоя, хвоинки короткие, колючие, прикрепляются на ветке поодиночке, опадают один раз в пять лет. Ветви ели смолистые, зеленовато-серые).

Задание «С какой ветки шишки?». Детям предлагают определить, где шишки ели, а где –сосны. (Шишки сосны круглые, с твердыми чешуйками, еловые шишки – длинные, с мягкими чешуйками).

Пластический этюд «Необыкновенная страна». Педагог читает стихотворение Н. Майер «Необыкновенная страна». Дети изображают в движении обитателей леса: «белка орешки грызет на сосне», «в травке мышонок шуршит», «ящерка юркая мимо бежит», «божья коровка на синем цветочке бабочкам дарит цветные платочки», «стайкою бабочки вьются, порхают», «два муравьишки спешат по дорожке», «в воздухе пляшут веселые мошки», «польку исполнил кузнечик на скрипке», «пчелка, жужжа, подлетела к цветочку».

Вопросы для обсуждения. Кто из лесных обитателей любит семена сосновых и еловых шишек? (Медведи, белки, бурундуки, лесные мыши, дятлы, клесты, синицы и др. Известно, как дятел расшелушивает шишку: он продалбливает клювом углубление в дереве, вставляет туда шишку и длинным крючкообразным языком достает из шишки семена. Клесты своим крестообразным клювом тоже легко и быстро вылущивает семена шишек).

Лес можно назвать столовой, в которой питаются животные.

Вопросы для обсуждения. Чем питаются птицы в лесу? (Насекомыми, семенами деревьев и кустарников). А жуки? (Травой). Чем любит лакомиться лесная мышь? (Семенами лиственных деревьев, ягодами, мелкими насекомыми. А если корма совсем мало, то ест и траву). Кто из лесных обитателей охотится за мышами? (Лисица).

Дидактическая игра «Вкусная шишка». Ведущий выкладывает на столе карточку с изображением шишки. Рядом с ней дети выкладывают карточки с изображением обитателей леса, которые лакомятся семенами шишек.

Мульмедийная презентация «Такие разные растения». В горах распространены следующие растения с хорошо развитой корневой системой. Благодаря мощным корням эти растения выживают даже в самых труднодоступных местах. Чтобы спастись от холода, травянистые деревья, растущие в горах, открывают свои розетки днем, а закрывают их вечером. Высоко в горах, в земляных пещерах, живут мхи, лишайники, водоросли, грибы, то есть те организмы, которым не требуется много света.

Луг – это большое открытое пространство, покрытое травянистыми растениями. Зачастую луг соседствует с водоемом. На лугу пасутся домашние животные. Ученые уже давно отметили, что среди луговых трав гораздо меньше ядовитых видов растение, чем среди лесных. Травяной покров на лугу высокий, густой. Из года в год луговые растения живут на одном и том же месте, никуда не перемещаясь. Чужаки – растению трудно прижиться на лугу - все места уже тут заняты. Луговым растениям не страшны ни скашивания, ни ощипывания. Срезанное, ощипанное растение быстро отрастает.

Задание «Найди луговые травы». На интерактивной доске демонстрируются луговые и садовые растения. Дети указывают на растения, которые могут расти на лугу (крапива, клевер, ромашка, колокольчик, василек и др.)

Дидактическая игра «Да - нет». На столе выкладывают два обруча: один символизирует положительное утверждение, другой – отрицание. Дети поочередно достают из мешочка фишки и, послушав утверждение педагога, кладут фишку в соответствующую область. Например: В хвойном лесу всегда темно (Да). Все грибы можно есть (нет). Обручи можно частично наложить друг на друга так, чтобы в середине, в месте, где они пересекаются, получится область «И да и нет». Такой ответ, например, возможен при следующем утверждении: Бабочки на зиму улетают в теплые страны. (И да и нет. Улетают только некоторые виды бабочек, например репейница, бабочка адмирал. В отличие от птиц, в путешествие отправляются только молодые бабочки, которые появились на свет минувшим летом).

Веселый Рюкзачок благодарит детей.

Публикации по теме:

Фотоотчет об аппликации «Цветы» в технике «мозаика» в рамках Недели родной природыФотоотчет об аппликации «Цветы» в технике «мозаика» в рамках Недели родной природы Цель: обобщение представлений детей о цветах. Задачи: - развивать познавательные интересы и способности детей, связную речь и память детей,.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Оренбургская азбука»Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Оренбургская азбука» Цель: формирование у детей дошкольного возраста патриотические чувства в процессе ознакомления с историей, культурой и природой Оренбургской.

Конспект экологического КВН «Знатоки родной природы» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Формировать познавательный интерес к миру природы Родного края. Задачи: - Закрепить знания, полученные в процессе непосредственно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Азбука родной природы». Конспект занятия
Опубликовано: 27 декабря 2024 в 15:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Азбука родной природы». Конспект занятия» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дедяева (УИ 2994558) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД