Светлана Николаевна
«Бумага или ткань? Что лучше выбрать для платья куклам?» Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №7 «Ленок»
Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе
«Бумага или ткань? Что лучше выбрать для изготовления платья куклам-подружкам?»
(экспериментальная деятельность)
Воспитатель
Столярова С. Н.
Белозерск, 2023
Цель: учить детей различать ткань и бумагу, делать выводы, основываясь на собственном опыте, используя метод экспериментирования.
Задачи:
1.«Познавательное развитие»: сформировать интерес к экспериментальным действиям; закрепить представления о свойствах бумаги и ткани: гладкость-шершавость, ворсистость-отсутствие ворсистости, прочность, намокание-размокание; развивать тактильные ощущения в процессе практических действий с разными материалами; закрепить представление о функциональном назначении утюга;
2. «Речевое развитие»: расширить активный словарь по теме; сформировать умение рассуждать, делать выводы;
3. «Социально-коммуникативное развитие»: сформировать умение действовать в коллективе согласно правилам.
4. «Физическое развитие»: развивать координацию движений согласовываясь с текстом физкультминутки.
Методы и приемы:
- наглядные: сюрпризный момент, рассматривание.
- словесные: ситуативная беседа, объяснение, вопрос, художественное слово, постановка проблемного вопроса.
- практические: сравнение, тактильное обследование предметов, проблемная ситуация, продуктивная деятельность.
Основные формы организации практической деятельности детей:
- технология личностно – ориентированного взаимодействия, здоровьесберегающие технологии,
игровые приёмы, поощрение.
Активизация словаря: бумага, ткань, гладкая, твердая, шуршит, ткань не издает звуков, платье бумажное размокнет, платье из ткани намокнет, мятый, состоит из ниток.
Материал: Куклы Маша (платье выполнено из ткани) и Катя (платье выполнено из бумаги, образцы бумаги и ткани; емкости с водой; утюг; предметы и вещи, выполненные из ткани и бумаги; две корзины.
Ход деятельности.
Сюрпризный момент. Ребята, посмотрите, какой солнечный сегодня денек! Солнышко заглядывает к нам в окошко и улыбается, давайте и мы улыбнемся друг другу!
Послушайте, кто-то стучит к нам в дверь. Давайте посмотрим, кто это? (куколки)
В гости к детям приходят две куклы Маша и Катя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. (Рассматривают кукол). Какие-то они интересные, необычные… А как вы думаете, чем они необычны? (ответы детей). Правильно. У одной куклы наряд выполнен из ткани, а у другой из бумаги. Они собрались идти на праздник, и не могли решить – какой наряд лучше? Давайте поможем куклам разрешить спор. Рассмотрим бумагу и ткань. И не только рассмотрим, но и проведем эксперименты и опыты с этими материалами. А для этого нам нужно отправиться в лабораторию.
(Дети занимают места за столами).
Посмотрите внимательно, из чего состоит ткань? (из ниток, а бумага? (не состоит из ниток, она гладкая и ровная).
Упражнение «Определи на ощупь»
Воспитатель: Возьмите каждый свой образец ткани и скажите, она гладкая или шершавая? (шершавая)
Воспитатель: А бумага? (гладкая).
(Предложить каждому ребенку взять в руки листок бумаги и потрогать, погладить руками, закрыть глаза, запомнить эти ощущения, ответить, какой листок на ощупь. Затем предложить проделать то же самое с тканью.)
Вывод.
Бумага шершавая
Ткань гладкая
Опыт «Как «разговаривают» бумага и ткань?»
Воспитатель: Давайте вспомним, как «разговаривает» бумага? (шелестит,
Воспитатель: А ткань? (нет).
Предложить детям потрясти бумагу и ткань, поводить из стороны в сторону, «пошуршать»).
Вывод.
Бумага шелестит
Ткань не издает никаких звуков
Опыт «Мокнет – не мокнет»
Воспитатель: А что делать если платья испачкаются? (их нужно постирать)
Воспитатель: Как вы думаете, какое платье прочнее?
(Обратить внимание детей, что оба платья кукол красивые, нарядные, но они оба могут испачкаться, их нужно будет стирать. Предложить намочить кусочек ткани, и листок бумаги и узнать, что станет с ними.)
(Несколько детей, берут кусочки ткани и кладут их в ванночку с водой, затем стирают, выжимают и достают, то же самое проделывают с листком бумаги).
После проведения опыта предложить детям ответить:
-Что произошло с кусочками ткани?
- Что произошло с листом бумаги?
- Какое же платье можно будет постирать, если оно испачкается?
- Что же лучше бумага или ткань?
Вывод.
Бумага в воде размокает и рвется
Ткань в воде намокает и становится мокрой
Опыт «Мнется или не мнется»
Воспитатель: Что может случиться с платьями Маши и Кати, если они сомнутся, можно ли их расправить?
Воспитатель: Попробуйте.
Воспитатель: Платье Маши можно разгладить, а платье Кати нет.
(Предложить детям помять бумагу и ткань.)
После проведения опыта предложить детям ответить:
-Что произошло с тканью?
-Что произошло с бумагой?
-Как исправить (разгладить) материалы? (прогладить утюгом)
Разгладить образцы утюгом и обратить внимание детей на результат.
-Что теперь произошло с тканью?
-Что теперь произошло с бумагой?
Вывод.
Воспитатель: что же лучше бумага или ткань?
Бумага мнется
Ткань мнется, но ее можно разгладить
Опыт «Что крепче?»
Воспитатель: Что делать, если платье вдруг порвется?
- Попробуйте, оторвите (бумага рвется легко, а ткань нет)
- Как можно починить платья? (бумагу склеить, ткань сшить).
(Предложить попробовать порвать сначала ткань, затем бумагу).
После проведения опыта предложить детям ответить:
-Что произошло с тканью?
-Что произошло с бумагой?
-Что крепче?
-Что же лучше бумага или ткань?
Вывод.
Бумага легко рвётся
Ткань можно порвать, если дергать сильно
Воспитатель: А как вы думаете, а каким инструментом можно аккуратно резать ткань?
(ответы детей)
Воспитатель: правильно, ножницами (воспитатель показывает это действие)
Вывод.
Бумага рвется и режется
Ткань можно порвать, если дергать сильно.
Но лучше резать ножницами.
Физкультминутка.
Мы платочки постираем, крепко-крепко их потрем.
А теперь их отжимаем, крепко-крепко отожмем.
А теперь встряхнем платочки, так встряхнем, так встряхнем.
А теперь мы их погладит утюжком, утюжком.
А теперь платочки сложим, и на полочку положим.
Воспитатель: Давайте подумаем, а что же делать нашим куклам, если они все же порвут свои платья? Что им посоветуем? (ответы детей)
Вывод выясняем совместно, выполняя соответствующие действия:
Бумага можно склеить
Ткань можно сшить
Воспитатель: Давайте еще раз уточним, какими свойствами обладают бумага и ткань?
Бумага жесткая, не состоит из ниток, если ее мять шуршит, при разглаживании не распрямляется, в воде размокает и рвется, рвется и режется, можно склеить.
Ткань мягкая, состоит из ниток, если ее мять не издает звуков, при разглаживании распрямляется, в воде намокает и становится мокрой, можно порвать, если дергать сильно, но лучше резать ножницами, можно сшить
Воспитатель: Так что же лучше взять для изготовления платья?
Подвести детей к выводу, что для платья - лучше ткань, а бумага подойдет для других вещей.
Обратить внимание детей на предметы, лежащие на столе.
Воспитатель: Ой, здесь так много вещей из бумаги и из ткани. Давайте с вами каждой кукле соберем в подарок вещи, наиболее подходящие им по материалу.
Посмотрите внимательно на предметы, возьмите по одному, и разложите их в эти корзинки: если предмет сделан из ткани – то, пожалуйста, положите в эту корзинку для Маши, а если предмет сделан из бумаги - то в эту для Кати! (Дети выполняют задание.)
Куклы благодарят детей, прощаются, уходят.