Алёна Гавриленко
Конспект занятия педагога-психолога «Путешествие в страну эмоций» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
педагога-психолога
Тема «Путешествие в страну эмоций»
Подготовила : Гавриленко А. А.
Субъект: дети подготовительной группы детей седьмого года жизни.
Количество детей - 6-8 человек.
Форма занятия : подгрупповое.
Цель – закрепление знаний детей по теме «Эмоции».
Публикация «Конспект занятия педагога-психолога „Путешествие в страну эмоций“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Задачи:
1. Способствовать сохранению эмоционального благополучия детей, созданию возможности для самовыражения. (Психогимнастика «Облака»).
2. Способствовать развитию слухового внимания, контроля над своими действиями, двигательной активности. (Упражнение «Волшебный танец»).
3. Способствовать развитию связной речи: побуждать отвечать полным ответом, обосновывать свой выбор. (Упражнение «Настроение Погоды»).
4. Способствовать развитию способности различать эмоциональные состояния, сравнивать их с состояниями природы. (Упражнение «Настроение погоды»).
5. Учить различать эмоциональное состояние, находить пару. (Дидактическая игра «Театр настроений»).
6. Способствовать мышечному расслаблению всех частей тела, снятию напряжения после физических и эмоциональных нагрузок. (Релаксация «Песня мамы-кошки»).
7. Формировать способность выражать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. (Дидактическая игра «Кубик настроений»).
8. Развивать способность различать эмоциональные состояния, сравнивать из с музыкальными настроениями. (Игра «Музыкальное настроение»).
9. Способствовать развитию логического мышления, побуждать к поиску выхода из проблемной ситуации. (Загадки, провокации).
10. Воспитывать чувство групповой сплоченности. (Упражнение «Пирог положительных эмоций»).
Интегрируемые образовательные области – «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое».
Вид детской деятельности, лежащей в основе совместной деятельности – игра.
Методы и приёмы, используемые в НОД:
Словесный: беседа-обсуждение, вопросы к детям, загадки;
Наглядный: рассматривание картинок (слайды, пиктограмм;
Практический: дидактическая игра с «кубиком настроений», деятельность с пиктограммами, психогимнастика, релаксация, упражнение «Башня дружбы», музыкальная подвижная игра, «Волшебный танец».
Форма – подгрупповая, индивидуальная и работа парами.
Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий, творческий.
Ресурсы: использование мультимедийного оборудования (ПК, демонстрационный экран, ноутбук, колонки); интернет-источник; затраченное на подготовку время; материальные затраты (приобретение материала для изготовления молнии, облачка, картинок эмоций, «сюрприза» для детей.
Занятие строилось в соответствии со следующими принципами: принцип природосообразности, интеграции, комплексности, тематического планирования, принцип максимальной активности детей, принцип индивидуального подхода к детям, принцип игровой подачи материала, здоровъесбережения.
Предварительная работа.
1. Познакомить с новым приветствием (упражнением) «Башня дружбы»
2. Закрепление психогимнастики «Облака».
3. Тематические занятия на тему «Эмоции» (отдельное задание по каждой эмоции).
Используемые материалы: презентация занятия, экран, колонки, 6 наборов пиктограмм с изображением эмоциональных состояний и 6 тарелочек, конверт с письмом, плоскостные изображения молнии, облачка, зонт, объемное солнце, керамические грибы, ваза с цветами, плед для релаксации (имитация корзинки, «кубик-навигатор», «кубик настроения», набор карточек из «Театра настроений», «Солнышко» из конфет, разные игры и раскраски (для остальных детей).
Ход непосредственно - образовательной деятельности
1. Вводная часть:
Цель: - заинтересовать детей в предстоящей деятельности, настроить на положительное общение.
Организационный момент
Все дети находятся в группе. Психолог входит с конвертом.
Психолог:
- Здравствуйте, дети!
Психолог:
Мне сегодня пришло необычное письмо и я захотела прочитать его вместе с вами.
Вхождение в образовательную ситуацию.
Психолог открывает конверт и читает текст.
- Откроем его?
- «Дорогие дети! Пишут вам жители страны эмоций. В нашей стране все эмоции перессорились друг с другом. Каждая эмоция считает, что она главная! Помогите, пожалуйста нам разобраться, кто у нас самый главный! А чтобы вы смогли добраться до нас, мы посылаем вам билетики на волшебный паровоз».
- Все готовы отправляемся в путь.
Мотивационный момент.
Мотивация детей на предстоящую деятельность. Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми.
Психолог раздает детям билеты
И читает письмо дальше.
Психолог вместе с детьми отправляются в музыкальный зал.
- Но для этого нам нужно превратиться в веселый паровоз!
(Дети встают паровозиком и под музыку отправляются в музыкальный зал).
- Поехали!
2. Основная часть:
Цель – закрепление детьми понятий о различных эмоциональных состояниях.
Приветствие.
Упражнение «Башня дружбы».
Цель – способствовать сплочению детского коллектива.
Слайд 1
В зале дети здороваются с гостями.
- Кажется, мы добрались до страны Эмоций! Посмотрите, здесь гости! Я предлагаю вам построить башню дружбы и дружно со всеми поздороваться!
Психогимнастика.
Цель - сохранение эмоционального благополучия ребенка;создание возможности для самовыражения.
Вместе с психологом дети строят «Башню дружбы» из рук. Будем вместе помогать
Психолог обращает внимание детей на экран.
- Крепкая получилась башня?
Дружно скажем «Здравствуйте»!
- Посмотрите, дети, а в стране настроений сегодня облачно!
Слайд 2
На нем картинка с облаками.
- посмотрите, все облачки разные! Послушайте, что я расскажу! Встаньте удобно в круг, чтобы я вас видела и повторяйте за мной движения.
Дети с психологом создают круг и выполняют движения по тексту.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
– Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
– Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно.
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
– Ой, кто там, в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Первый ребенок бросает кубик
Психолог читает на нем загадку.
Подходят к солнышку.
Психолог достает из-за «Солнышка» изображение
Веселинки.
Слайд 3
- Дети, а где же жители страны эмоций, вы не видите их?
Кажется, они решили поиграть с нами в прятки. Поищем их?
А поможет нам в поисках – «кубик-навигатор». Тут написано:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все. (солнце)
А вот и первая жительница!
- Познакомьтесь ребята это Веселинка
Психолог включает веселую музыку и начинает изображать танцевальные движения.
- Веселинка, хочет с вами потанцевать волшебный танец! А волшебным он называется потому что, танцевать у нас будет только та часть тела, которую я назову. Готовы? Тогда начнем!
- танцуют руки!
- а теперь – ноги!
- а сейчас – голова!
- глазки!
- губки!
- брови!
Молодцы! У вас получился очень веселый танец!
Скажите, а мы можем прожить без радости?
Для чего нам нужна эта эмоция?
Второй ребенок бросает кубик.
Дети ищут в зале зонтик и находят за ним изображение Грустинки.
Слайд 4
- А теперь пора найти другого жителя этой страны. Обратимся к нашему навигатору. Послушайте следующую загадку.
Если дождик моросит
И асфальт дождем залит,
Ты с собой его берешь
И на улицу идешь,
Ты под ним всегда сухой,
В непогоду он с тобой. (зонт)
- А это ребята, грустинка
- Грустинка говорит, что в этой стране настроение есть не только у жителей, но и у погоды. Да только забыла погода – когда и какое настроение у нее бывает.
- Поможете напомнить? Подойдите к столам – на них вы видите пиктограммы с изображением разных настроений. Вы будете смотреть на картинку и поднимать подходящую пиктограмму.
- Посмотрите на картинку – какая погода здесь изображена?
На какое настроение похожа она?
Чем хочется заняться в такую погоду?
Задание «Настроение природы».
Цель – развитие способности различать эмоциональные состояния, сравнивать их с состояниями природы; способности объяснить свой выбор. Развитие связной речи.
Провокация.
Цель – развивать логическое мышление, побуждать находить выход из проблемной ситуации.
Психолог раздает детям смайлики, изображающими различные эмоциональные состояния.
Слайд 5
Затем включает слайд с изображением «Дождливой»
погоды.
Психолог дает высказаться каждому ребенку.
Психолог
намеренно дает неправильный ответ.
Слайд 6
- Я считаю, что у этой погоды веселое настроение!
- Посмотрим, правильно ли вы показали настроение этой погоды
- Да, правильно.
Слайд 7
Затем включает слайд с изображением «Солнечной»
погоды.
Слайд 8
Контроль за осанкой детей.
- Смотрим на следующее картинку – какая погода здесь изображена?.
На какое настроение похожа она?
Чем хочется заняться в такую погоду?
- Посмотрим правильно ли вы отгадали настроение этой погоды
- Да, правильно
- Оказывается, вы прекрасно определяете настроение погоды!
Третий ребенок бросает кубик.
Дети находят молнию.
Психолог достает из-за «Молнии» изображение Злинки.
Слайд 9
Мы можем прожить без эмоции грусти? Она нужна нам?
Снова обратимся к навигатору. Слушайте:
Летит огненная стрела,
Никто её не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
Ответ: молния
- Познакомьтесь ребята, это Злинка
- Ребята, в письме было написано,
Что все жители страны эмоций переругались из – за того что, каждая эмоция жителя считает себя главной!
Они так сильно ругались, что их питомцы разбежались в разные стороны и теперь нам надо помочь хозяину найти своего питомца.
- Попробуем помочь им?
На столах для каждого лежит задание и цветные карандаши.
В этом задании самое главное не ошибиться и соединить правильно питомца и его хозяина, но для этого нужно смотреть на эмоцию хозяина и питомца.
- Посмотрите на слайд и проверьте правильно ли, вы выполнили задание.
- Проверили?
- У всех правильно?
- Мы можем прожить без Эмоции злости?
- Задание Злинки, мы выполнили – и снова к навигатору!
Дидактическая игра «Театр настроений».
Цель – расширение представлений о выражении мимики лица; усовершенствование навыков собирания целого из частей; развитие зрительного восприятия, внимания, моторики пальцев рук.
Психолог раскладывает задание на каждого ребенка
Психолог контролирует действия детей.
- Кажется, мы добрались до страны Эмоций! Посмотрите, здесь гости! Я предлагаю вам построить башню дружбы и дружно со всеми поздороваться!
- Крепкая получилась башня?
Дружно скажем «Здравствуйте»!
- Посмотрите, дети, а в стране настроений сегодня облачно!
- посмотрите, все облачки разные! Послушайте, что я расскажу! Встаньте удобно в круг, чтобы я вас видела и повторяйте за мной движения.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
– Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
– Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно.
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
– Ой, кто там, в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
- Дети, а где же жители страны эмоций, вы не видите их?
Кажется, они решили поиграть с нами в прятки. Поищем их?
А поможет нам в поисках – «кубик-навигатор». Тут написано:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все. (солнце)
А вот и первая жительница!
- Познакомьтесь ребята это Веселинка
- Веселинка, хочет с вами потанцевать волшебный танец! А волшебным он называется потому что, танцевать у нас будет только та часть тела, которую я назову. Готовы? Тогда начнем!
- танцуют руки!
- а теперь – ноги!
- а сейчас – голова!
- глазки!
- губки!
- брови!
Молодцы! У вас получился очень веселый танец!
Скажите, а мы можем прожить без радости?
Для чего нам нужна эта эмоция?
- А теперь пора найти другого жителя этой страны. Обратимся к нашему навигатору. Послушайте следующую загадку.
Если дождик моросит
И асфальт дождем залит,
Ты с собой его берешь
И на улицу идешь,
Ты под ним всегда сухой,
В непогоду он с тобой. (зонт)
- А это ребята, грустинка
- Грустинка говорит, что в этой стране настроение есть не только у жителей, но и у погоды. Да только забыла погода – когда и какое настроение у нее бывает.
- Поможете напомнить? Подойдите к столам – на них вы видите пиктограммы с изображением разных настроений. Вы будете смотреть на картинку и поднимать подходящую пиктограмму.
- Посмотрите на картинку – какая погода здесь изображена?
На какое настроение похожа она?
Чем хочется заняться в такую погоду?
- Я считаю, что у этой погоды веселое настроение!
- Посмотрим, правильно ли вы показали настроение этой погоды
- Да, правильно.
- Смотрим на следующее картинку – какая погода здесь изображена?.
На какое настроение похожа она?
Чем хочется заняться в такую погоду?
- Посмотрим правильно ли вы отгадали настроение этой погоды
- Да, правильно
- Оказывается, вы прекрасно определяете настроение погоды!
Мы можем прожить без эмоции грусти? Она нужна нам?
Снова обратимся к навигатору. Слушайте:
Летит огненная стрела,
Никто её не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
Ответ: молния
- Познакомьтесь ребята, это Злинка
- Ребята, в письме было написано,
Что все жители страны эмоций переругались из – за того что, каждая эмоция жителя считает себя главной!
Они так сильно ругались, что их питомцы разбежались в разные стороны и теперь нам надо помочь хозяину найти своего питомца.
- Попробуем помочь им?
На столах для каждого лежит задание и цветные карандаши.
В этом задании самое главное не ошибиться и соединить правильно питомца и его хозяина, но для этого нужно смотреть на эмоцию хозяина и питомца.
- Посмотрите на слайд и проверьте правильно ли, вы выполнили задание.
- Проверили?
- У всех правильно?
- Мы можем прожить без Эмоции злости?
- Задание Злинки, мы выполнили – и снова к навигатору!
- А сейчас, что нам навигатор покажет
Четвертый ребенок бросает кубик.
Подходят к облачку. Психолог достает из-за «Облачко» изображение Спокунчика.
Кучерявые барашки
В белых меховых рубашках
Плавно по небу плывут,
Завтра там, сегодня тут.
Что за странные барашки?
Непричесанны, в кудряшках,
И взъерошены слегка
Кучевые … .(облака)
- Скажите, нужна ли нам эмоция спокойствия? А для чего?
- Зачем она нам нужна?
- Рядом с облаком лежит кубик а на нем разные смайлики с эмоциями изображены
Дидактическая игра «Кубик настроений».
Цель – продолжать учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, жестов.
- Давайте в него поиграем
- Правила игры такие: нужно передавать кубик со словами
«Ты катись веселый кубик быстро, быстро по рукам у кого остановился кубик – тот эмоцию покажет нам!
После последних слов у кого остановился кубик показывает своей мимикой, жестами то настроение – какое выпало. А остальные дети угадывают. Что вы изображаете.
Психолог контролирует действия детей.
- Вы с знаете много эмоций и понимаете их.
Психолог просит сесть детей на стульчики
- Ребята, садитесь на стульчики
- Ребята, а ведь с нашим настроением можно проводить интересные эксперименты!
- Вы знали об этом?
Сейчас я вам покажу.
Психолог – открывает заранее накрытый платком стол, с баночками для эксперимента, (играет тихая, спокойная музыка).
1. Банка с землей.
2. Банка с голубой краской
3. Банка с блестками.
- «Ребята сейчас я вам хочу показать как выглядят наши эмоции»
- Смотрите когда мы спокойные и чувствуем себя хорошо, нам все нравится, наши эмоции выглядят, так как вот эта вода в баночке с голубой краской.
- Когда нам плохо, у нас плохое настроение, нам хочется плакать (берет другую баночку с водой и добавляет туда землю и перемешивает) наши эмоции выглядят вот так.
- Когда нам радостно нам хочется всем дарить подарки, мы смеемся у нас хорошее настроение то наши эмоции выглядят вот так (берет баночку с водой и добавляет туда блестки и размешивает) получается вот такой фейерверк.
– Ребята интересно было, а хотите сами поэкспериментировать?
- Я вам предлагаю взять сейчас шарики, (Запомните у кого какой цвет) каждый по одному, любого цвета.
- Ребята, чтобы наш с вами эксперимент удался вам для этого необходимо слушать меня внимательно.
- Ребята смотрите, есть в жизни такие ситуации когда нас кто то очень сильно, сильно разозлил, и мы с вами от злости начинаем как шарик надуваться (Обижаться, (надуваем шарик и держим его хорошо, мы надуваемся и надуваемся и если во время мы не остановимся, то мы можем как шарик лопнуть (да) ,и это очень вредно для здоровья, а чтобы этого не произошло, и мы не злились, мы должны друг другу улыбнуться, кому - ни будь помочь, сделать, что то приятное, и тогда мы не будем злиться и сдуемся как шарик отпускаем шарик!
3. часть заключительная
Цель: создать у детей радостное настроение от хорошо выполненной работы, вызвать чувство удовлетворения.
Рефлексия
Цель: Подведение итогов, деятельности.
Педагогическая оценка результатов деятельности детей.
- Разобраться, какая эмоция самая главная и нужная!
- Ребята наше путешествие подходит к концу! Вам понравилось! Что вы узнали нового? Интересного?
- Какая эмоция у вас самая любимая?
- Вспомните, зачем нас звали в гости жители этой страны?
- какая же эмоция, по вашему мнению, самая главная?
- Итак, при хорошем настроении человек испытывает положительные эмоции, а при плохом – отрицательные
- И все-таки все эмоции нам нужны! Значит, все они главные!
- Я считаю, что теперь эмоции помирятся и будут жить дружно!
- А вы как считаете?
- Ребята за ваш труд, волшебник эмоций награждает вас смайликами!
Психолог раздает в конце.
- Подошло к концу наше приключение.
И все эмоции дают вам наставление:
Быть добрым, без каприз,
И дарят вам сюрприз!
Пора нам возвращаться –
Осталось попрощаться!
Я предлагаю вам построить башню дружбы и дружно сказать досвидание гостям и жителям страны эмоций!
Вместе с психологом дети строят «Башню дружбы» из рук.
- Крепкая получилась башня?
Дружно скажем «Досвидания»!
Строятся паровозиком и возвращаются в группу.
- Встаем паровозиком
– Поехали!
Психолог - провожает детей!