Сагандыкова Алия
Конспект занятия в старшей группе «Испуг»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе.
Тема: «Испуг»
Цели
1. Познакомить детей с эмоцией «испуг».
2. Учить детей узнавать эмоцию «испуг» по его проявлениям.
3. Развивать умение справляться с чувством страха.
4. Учить детей выражать чувство страха в рисунке.
Материалы
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Испуг“» размещена в разделах
Магнитофон, аудиозапись музыки Э. Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля» и музыки Ф. Бургмюллера «Баллада», аудиокассеты из серии «Звуки. Голоса. Шумы окружающего мира», «Транспорт. Боевые действия», «Звуковые фрагменты. Театр»; магнитная доска; сюжетная картина «Страх»; набор цветных карандашей и бланки с заданиями; персонаж «4 мышонка на корабле».
Ход занятия
1 этап. Организационный
Психолог: Ребята, что мы делаем при встрече друг с другом? (здороваемся)
Психолог: Правильно. А с каким настроением нужно приветствовать друг друга?
Несмотря на то, какое у нас настроение (человек может быть грустным, злым., здороваться нужно с улыбкой.
Психолог: С помощью каких слов можно поздороваться? (Здравствуйте, я рада вас видеть; привет, я рад тебя видеть, доброе утро, и не забываем улыбаться.
Психолог предлагает детям встать в круг и передать друг другу хорошее настроение.
Приветствие «Страна настроений»
Психолог: В страну Настроений отправимся мы,
Где будем смеяться, грустить, удивляться.
С героями этой волшебной страны
На каждом занятии будем встречаться.
Нас ждут приключения, сказки, игра,
Задания разные нового друга.
Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!
Психолог предлагает ребятам поиграть в игру «Театр настроения».
Карточки с изображение эмоций сложены вместе, изображением вниз. Дети по очереди выбирают себе карточку и, не раскрывая её содержание другим игрокам, изображает эмоцию. Остальные участники угадывают по мимике настроение. Выигрывает тот, чьи выступления были более понятными.
Психолог: Ребята, для меня тоже осталась одна карточка. Скажите пожалуйста, что вы видите? (эмоция - испуг).
2 этап. Практический
1. Организация беседы по пиктограмме «Испуг»
Психолог (прикрепляет к магнитной доске сюжетную картинку «Страх»). Как мы можем узнать, что человек испуган? (Ответы детей.)
Голова испуганного человека втянута в плечи и откинута назад. Глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт. Руки прижаты к груди или закрывают лицо. Колени согнуты, ходит он очень осторожно или вообще стоит на месте. От страха человек может очень тихо говорить, дрожать, плакать. Ему даже кажется, что он становится меньше ростом.
Покажите друг другу, как вы выглядите, когда боитесь. (Дети выполняют
задание.)
Теперь пройдите так, как ходит испуганный человек. (Дети выполняют задание.)
Постарайтесь испуганно сказать фразу : «Сегодня шел дождь». Дети выполняют задание.)
Психолог: Закончите предложения: «Когда я боюсь, я…», «Я боюсь…»
2. Рисование своего страха
Звучит аудиозапись музыки Ф. Бургмюллера «Баллада».
Перед каждым ребенком набор цветных карандашей и лист бумаги.
Психолог: Сейчас мы будем слушать музыку и рисовать свой страх, а потом расскажем о нем.
Вы можете нарисовать историю, которая произошла, когда вас напугал какой-нибудь страшный звук. Вспомните, чем вы занимались, кто был рядом с вами, что вы стали делать, когда испугались. Обратите внимание на цвета карандашей, выберите те, которые помогут лучше нарисовать ваш страх.
Дети выполняют задание, а затем рассказывают о своих рисунках.
При обсуждении рисунков можно спросить ребенка, боится ли он сейчас того, что нарисовал. Если дан положительный ответ, психолог просит изменить картинку так, что бы она стала, например, смешной. Предложение дорисовать какие-то забавные детали или раскрасить страх «веселыми» карандашами очень нравится детям.
Рекомендуется придумать детской истории веселый конец или ввести в ситуацию неожиданный персонаж, обладающий силой, хитростью или чувством юмора. Недопустимо стыдить или упрекать ребенка за то, что он чего-то боится! Важно проявить внимание к каждому рассказу и при необходимости провести цикл индивидуальных занятий по коррекции страхов.
Психолог: Есть у меня сундучок не простой, и храню я в нем не золото и не драгоценности. А собраны у меня здесь… боюськи. Психолог приоткрывает крышку и показывает, что внутри: «Вот боюська темноты, а это боюська уколов, есть у меня боюськи собак, и грома, и еще много других. У каждого человека есть свои боюськи: и у взрослых, и у детей. Если у кого-то боюсек много, то их можно приносить ко мне в сундук. Я их храню. Когда понадобятся, можете снова забрать. Вот я знаю мальчика по имени Мишка, я подарила боюську высоты, и теперь он не боится прыгать с высоких заборов, потому что боюська его сбережет. А вы, если хотите, оставьте свои боюськи в моем сундучке. Кто какую боюську оставит в моём сундучке? (по очереди спросить всех детей).
Психолог обращает внимание детей на картинку в сундучке – мышонок.
Психолог: Ребята, кто – то боится мышей, а на самом мыши тоже трусишки и боятся они… кого? (кошку).
Психолог: Ребята, к нам приплыли гости. Кто это? Давайте с ними поиграем.
3. Пальчиковая гимнастика «Храбрые моряки»
По реке плывет кораблик,
(Ладони соединить лодочкой.)
Он плывет издалека
(Выполнять волнообразные движения руками.)
На кораблике четыре
(Показать одновременно по 4 пальца на каждой руке.)
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке.
(Сложить обе ладони к макушке.)
У них длинные хвосты.
(Пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны.)
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты.
(Растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения.)
Упражнение повторить несколько раз.
Психолог: Ребята, посмотрите, как страшно мышатам. Что мы можем для них сделать, чтобы им не было так страшно? (поиграть; показать, что со страхом можно поиграть; рассказать, что есть вещи, которых бояться не надо).
4. Задание «Страшно веселая история»
Психолог: Составьте рассказ по картинкам.
5. Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»
Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально им может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, Человека-паука, волка, льва и т. д., детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного Кощея, тот становится водящим и продолжает игру.
6. Упражнение «У страха глаза велики»
Психолог. А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромных страх. (Дети широко разводят руки в стороны.) У всех кто боится, от страха большие глаза. (Дети широко разводят руки в стороны.)
У всех, кто боится от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь, страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.) А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз.
3 этап. Рефлексивный
1. Подведение итогов, рефлексия
Психолог. Сегодня мы рассуждали о страхе. Что можно сделать, когда тебя пугает какой-то звук? (В начале нужно определить источник звука, то есть откуда или от кого идет этот звук. Если звук продолжает беспокоить, то можно его нарисовать, а потом придумать историю с веселым концом.)