Марина Губирова
Конспект занятия по речевому развитию «Буква «Х» и Звук [Х]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Буква «Х».
Цель: Образовательные: познакомить детей со звуком и буквой Х.
Учить чётко произносить звук Х. Познакомить с печатным написанием буквы Х. Учить выделять букву Х среди других букв, проводить звуковой анализ слов.
Развивающие : Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, воображение.
Воспитательные: Воспитывать умение слушать друг друга.
Словарная работа: хобот, мухомор, холодильник, хек, хамелеон, хризантемы.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Буква „Х“ и Звук [Х]“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2021
Материал: ИКТ-5мин, предметные картинки, в названии которых встречается звук Х;цветные карандаши и тетради.
Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком.
Индивидуальная работа: Формировать понятие «согласный звук»(Саида,Марат).
Ход нод.
Организационный момент.
1. Артикуляционная гимнастика №2.
Гимнастика для глаз №2.
Организационный момент.
Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно (солнечно) и холодно, а в нашей группе тепло, светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
2. Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
3. Воспитатель:Ребята сегодня к нам кто-то пришёл в гости, а кто вы узнаете отгадав загадку:
У меня есть к вам вопрос –
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая, на вас глядит.
Подскажите мне друзья –
Как зовут её? (поросёнок (Хрюша)
Хрюша приглашает в лесную школу.
А в школе чем занимаются?
(Дети садятся)
Сообщение темы занятия.
4. Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.
- Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.
– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?
- Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? (Звук [х]).
Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х].
5. Характеристика звука.
Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его – за нижними зубами. Произнеси ХХХ и попробуй это почувствовать.
С голосом или без голоса мы произносим звук [х]?
Когда мы произносим звук[х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит звук [х] – согласный звук.
6. Знакомство с буквой «Х».
— С какой буквы начинается слово хлеб? «Х»
— Как вы думаете, какой это звук? [Х] — согласный звук.
Придумайте слова начинающие на букву «Х» Холодильник, холодно, халва.
Хрюша хочет вам показать картинки ( Словарная работа: : хобот, мухомор, холодильник, хек, хамелеон, хризантемы. Деление слов на слоги.)
7. Анализ буквы Х
Рассмотрим букву «Х»
Х —на ножницы похожа,
но в работе, а не лежа
Х — все ходит, ходит, ходит —
Место что ли не находит.
На что она похожа? Сложи из пальцев букву Х.
— Давайте мы её пропишем в воздухе, и посмотрим из чего она состоит, а состоит она из двух одинаковых, длиной палочек, которые между собой пересекаются.
8. Физминутка.
9. Определение места звука в словах.
1. Рассмотри картинки.
Как девочка закричала, когда нашла такие большие грибы? (Ах)
АААХ – скажи так же. Какой звук ты услышал первым?
АХХХ - скажи так же. Какой звук ты услышал вторым?
2. Что зайка сказал когда поранил лапку? (Ох)
ОООХ – скажи так же. Какой звук ты услышал первым?
ОХХХ - скажи так же. Какой звук ты услышал вторым?
10. Игра "Найди звук".
- Ребята Хрюшка-хвастунишка принес с собой слова, вам нужно определить в каком месте стоит звук [Х], в начале, в конце или в середине: хомяк, халат, муха, петух, мухомор, холодильник, хлеб, подсолнух.
11. Пальчиковая гимнастика№2.
• Написать одну строчку букв Х, ХА.
12. Итог занятия. Итог:
- Ребята, с каким мы познакомились звуком?
- Какой это звук?