Папки-передвижки

Проект «Моё утро» для детей средней группы с ЗПР

Марина Дудко
Проект «Моё утро» для детей средней группы с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 177» г. Нижний Новгород Нижегородская область

Педагогический проект

«Моё утро»

для реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения в ГКН

для детей средней группы с ЗПР

2024 год

Педагогический проект «Моё утро».

Тип проекта: практико - ориентированный.

Руководитель проекта: учитель-дефектолог Дудко Марина Владимировна

Сроки реализации проекта: краткосрочный (3 недели)

Участники проекта: учитель-дефектолог, дети ЗПР среднего дошкольного возраста, их родители, воспитатели группы

Пояснительная записка

Обоснование темы

Развитие временных представлений у дошкольников – это одна из сторон математического развития детей. Постигая окружающий мир, дошкольники воспринимают его специфическим образом. Основными особенностями восприятия дошкольниками времени как объективной реальности являются опосредованность, смешение пространственно-временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, соподчиненности собственных действий, времени и др. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и “показать”. Поэтому дети категории ЗПР не понимают и сомневаются в его существовании.

Анализ научных работ показал, что время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. В связи с этим у детей наблюдается смешение временных рамок, что ведет к поиску различных средств, для формирования временных представлений у особенно у дошкольников с ЗПР. Временные представления это один из видов математических представлений, развитие которых происходит на этапе дошкольного детства. Они необходимы для формирования у ребенка “житейских” и “научных” понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого “ключа” не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной “картины мира”. Основной целью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

В семье, как правило уделяется недостаточное время для закрепления учебного материала в домашних условиях. Родители часто не придают значение достаточному уровню сформированности временных представлений для развития ребенка. Также они не осознают всей сложности в освоении детьми временных понятий, последовательности смены частей суток, в соотнесении части суток и событий, происходящих в эту часть суток. Поэтому мы решили создать проект «Моё утро», в котором ребенок должен запомнить название части суток «утро» и события, которые происходят в данную часть суток.

Суть проекта

Мы предложили родителям сфотографировать завтрак ребенка в домашних условиях. Также мы предложили родителям сфотографировать принадлежности для утренней зарядки ребенка. Эти фотографии мы распечатали и разместили в индивидуальный альбом, который называется «Части суток». Данные альбомы находятся в свободном доступе в комнате приема детей и родители с детьми в вечернее время рассматривают альбомы других детей и разговаривают с ребенком по поводу меню на завтрак, которое составили его товарищу дома, гимнастические принадлежности. Воспитатели также работают с детскими альбомами и проводят различные игры: «Угадай, чей завтрак?», «Угадай, чья скаклка?», «Составь своё меню на завтрак».

Актуальность проекта

"Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос.

Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом…

В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила".

Н. К. Крупская

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.

Одними из основных задач дошкольного образовательного учреждения согласно Типовому положению о ДОУ являются: «…взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей, оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей». Родители (законные представители) воспитанников являются полноправными участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (п. 30 Типового положения о ДОУ).

Учитывая изменения, происходящие в жизни общества, возникает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. Следует строить общение так, чтобы ведущими субъектами становились сами родители, на основе диалога, открытости, искренности, где родитель является активным участником образовательного процесса, деликатности, такта, высокого уровня профессионализма. Без сомнения, своевременное адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения детей, сотрудничество со специалистами дошкольного образования — залог успешного развития детей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.

Мы предполагаем, что интересной формой сотрудничества может стать проект «Моё утро». Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах формирования временных представлений и речевого развития ребенка с ЗПР среднего возраста.

Время - это абстрактное понятие, его нельзя пощупать, увидеть, мы его можем только осознать, почувствовать через протяженность действий. В детском настоящем, времени нет, то есть ребенок его еще не осознает так, как осознают его взрослые. Для ребенка время всегда связано с чем-то, с каким-то времяпрепровождением, событием. И это время, закладывающееся чрез места, где он был, и через события, происходившие с ним, ребенок никогда не скажет: «Это было утром». Он скажет: «Это было, когда было светло» или «Когда мы с мамой шли в садик». Как известно, дети дошкольного возраста, в силу особенностей мышления (оно у дошкольников наглядно-образное, с трудом оперируют абстрактными понятиями. Время относится именно к этой категории — его нельзя увидеть или потрогать, тем не менее, все мы ощущаем его ход.

Дети должны уметь последовательно рассматривать то или иное явление, объект, картину, излагать свои мысли, выполнять операции в продуктивной деятельности. Для этого надо уметь воспроизводить временную последовательность или устанавливать её заново. Самостоятельно этому научиться дети не могут, поэтому нужны специально разработанные приёмы и методы обучения. Организуя проектную деятельность, мы стремились обогатить воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный коррекционно-развивающий опыт.

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста имеет очень большое значение для их дальнейшего развития, так как время играет большую роль в жизни человека. Специально организованное обучение на занятиях в режимных процессах, закрепление в домашних условиях при проведении игр, дает возможность более осознанно формировать у дошкольников представление о времени, что имеет большое значение для подготовки детей к школе, оказывает огромное влияние на общее развитие детей, способствует социализации воспитанников.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

Повышение уровня компетентности родителей в формирование временных представлении у дошкольников ЗПР среднего возраста и привлечения родителей к активной, систематической помощи детям в процессе их развития.

Были поставлены следующие задачи:

1. Создать атмосферу взаимопонимания между детьми, воспитателями и родителями в образовательной и воспитательной среде;

2. Изучить семьи учащихся и условия воспитания ребёнка в семье;

3. Установить тесную и плодотворную связь с родителями, привлекать их к закреплению учебного материала в домашних условиях (посредством презентаций, бесед);

4. Способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями;

5. Обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей;

6. Развивать навыки использования в речи временного понятия «утро».

7. Учить соотносить режимные моменты, происходящие утром с частью суток «утро»;

8. Учить составлять свое меню на завтрак, опираясь на фотографию, сделанную в домашних условиях;

9. Учить называть последовательность активностей, происходящих утром;

10. Учить находить свои спортивные принадлежности, ориентируясь на фото, сделанное в домашних условиях;

Практическая значимость проекта

Временные представления (утро, день, вечер, ночь) должны развиваться в повседневной жизни, при проведении режимных моментов. Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Поэтому, обучая дошкольников, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время. В результате дети перестанут смешивать понятия утро-день, день-вечер. Дети будут хорошо осознавать, что происходит утром и в дальнейшем им будет легче освоить последовательность частей суток, оперируя их названиями. Также детям легче будет понять какое событие произошло раньше, какое позже, что было сначала, что потом. Причем если первоначально дети будут опираться на круговую модель частей суток, то позднее дети научатся обходится без этой модели. Родители осознают, что ребенку нелегко оперировать временными понятиями и помогут ему закрепить их в речи. Данный проект поможет разнообразить и меню ребенка дома, так как при просмотре альбомов других детей будет обсуждаться меню других детей в домашних условиях. Родители начнут грамотно пользоваться понятиями «завтрак» (вместо «есть», «утро» и обращать внимание на режимные моменты, которые происходят в эту часть суток. Данный проект поможет родителям разграничить события, происходящие утром, днем и вечером и четко определить события, происходящие утром. Также родители познакомятся с условиями, в которых находятся товарищи его ребенка по группе и это поможет созданию более теплых отношений между родителями группы.

Ожидаемые результаты

1. Данная работа будет способствовать усвоению и повышение уровня знаний дошкольников ЗПР среднего возраста о частях суток. Дети научаться называть часть суток «утро», связывая её с режимными моментами.

2. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по формированию временных представлений детей в домашних условиях (сфотографируют меню ребенка на завтрак, спортивные принадлежности, которые ребенок использует при проведении утренней зарядки).

3. Родители начнут грамотно пользоваться понятиями «утро», «завтрак» (вместо «есть», и обращать внимание на режимные моменты, которые происходят в эту часть суток.

4. Родители будут использовать мультимедийные презентации для усвоения части суток «утро».

5. Воспитатели через различные игры помогут детям актуализировать понятия «утро», «завтрак» в речи. Используя метод рассказывания меню на завтрак, научат детей использовать слова «утро», «завтрак» и названия блюд, которые приготовлены на завтрак.

Материально-технические ресурсы

Модель частей суток, настольно-печатные игры, художественная литература, иллюстрации по теме, мультимедийная презентация, индивидуальные альбомы «Части суток» с персональными фотографиями.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

1. Изучение методической литературы по теме;

2. Определение целей и задач проекта;

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

4. Определение наиболее эффективных форм работы с семьей;

5. Подбор и изготовление наглядного и дидактического материала для распознавания частей суток; подбор стихов, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;

6. Создание мультимедийной презентации «Части суток. Утро»

2 этап - основной (практический)

2 этап – основной (практический).

Задачи:

1. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по формированию временных представлений у дошкольников ЗПР среднего возраста

2. Пополнить и дополнить методическую копилку для родителей

3. Вызвать у родителей желание принимать активное участие в коррекционно-педагогическом процессе, сформировать понимание необходимости систематической помощи ребёнку в преодолении трудностей в формировании временных представлений

4. Разработать комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Перспективный план реализации проекта

№ п / п Сроки реализации Методы, приёмы, формы работы Организация эффективной взаимосвязи участников коррекционно-развивающей работы Результативность

Учитель-дефектолог Воспитатели Родители

1 3 неделя сентябрь

Диагностическое обследование обучающихся.

1. Проведение диагностического обследования обучающихся и определение уровня сформированности у них временных представлений 1. Проведение диагностического обследования обучающихся и определение объема знаний об окружающем. Индивидуальные беседы с родителями. Сбор анамнеза. 1. Диагностический лист сформированности временных представлений у обучающихся с ЗПР среднего возраста

2 4 неделя сентябрь Сбор информации.

Родительское собрание. 1. Информирование родителей о целях и задачах проекта. 2. Вовлечение в совместную деятельность по формированию у детей временных представлений.

3. Знакомство обучающихся с частью суток «утро», с событиями, происходящими в эту часть суток.

4. Знакомство с моделью «Части суток»

5. Просмотр мультимедийной презентации «Части суток. Утро» 1. Обучение детей рассказыванию меню на завтрак. 2. Знакомство с составными компонентами, входящими в утреннее меню. 3. Просмотр мультимедийной презентации «Утро» в вечернее время 1. Информирование родителей о результатах диагностики.

2. Фотосъёмка завтрака ребёнка, спортивных принадлежностей для утренней гимнастики

1. Оформлены индивидуальные альбомы «Части суток. Утро».

2. Изучена мультимедийная презентация «Части суток. Утро»

3. Дети знакомы с блюдами, входящими в состав меню на завтрак.

4. Дети познакомились с частью суток «утро» и с событиями, происходящими утром.

3 1 неделя октябрь 1. Дидактические игры «Собери своё меню», «Чей предмет?» (работа с альбомом «Части суток»)

2. Использование игр с Времясчетчиком в мультимедийной презентации.

3. Работа с моделью «Части суток» 1. Работа с альбомом «Части суток» и проведение игр с его использованием.

2. Закрепление временного понятия «Утро» посредством мультимедийной презентации и индивидуальных моделей «Части суток» и Времясчетчика

3. Индивидуальные консультации родителей и воспитателей 1. Закреплять умение рассказывать меню на завтрак. 2. Расширять знания о составных компонентах, входящими в меню. 3. Просмотр мультимедийной презентации «Утро» в вечернее время

4. Проведение игр с использованием индивидуальных альбомов «Части суток» 1. Проговаривают с детьми утреннее меню.

2. Рассматривают в комнате для приема детей альбомы «Части суток» других детей и беседуют на тему о блюдах из меню товарища и принадлежностей для утренней зарядки 1. Дети узнают блюда из своего обеденного меню и могут их назвать.

2. Дети, ориентируясь на фото принадлежностей для утренней зарядки, утреннего меню, могут назвать события, происходящие утром.

3. Дети называют часть суток «утро».

4. Дети закрепили знания о части суток «утро» и о событиях, происходящих утром.

3 ЭТАП ИТОГОВЫЙ

3.1. Продукт проектной деятельности – индивидуальные альбомы «Части суток».

3.2. Предполагаемые результаты:

1. Дети научились называть часть суток «утро» и связывать её с режимными моментами.

2. Родители активно включились в коррекционно-развивающий процесс по формированию временных представлений детей в домашних условиях (сфотографируют меню ребенка на завтрак, принадлежности для утренней гимнастики).

3. Родители начали грамотно пользоваться понятиями «утро», «завтрак» (вместо «есть», и обращать внимание на режимные моменты, которые происходят в эту часть суток.

4. Родители используют мультимедийные презентации для усвоения части суток «утро».

5. Воспитатели через различные игры помогли детям актуализировать понятия «утро», «завтрак» в речи. Используя метод рассказывания меню на завтрак, научили детей использовать слова «утро», «завтрак» и названия блюд, которые приготовлены на завтрак.

6. Укрепились связи между детским садом и семьёй.

7. Родители получили консультации по вопросам формирования временных представлений.

Список литературы.

1. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1991.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. – сос. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003.

3. Болотова, А. Формирование восприятия времени /А. Болотова //Дошкольное воспитание. № 11, 2005, с. 15 – 17.

4. Мусейибова, Т. Формирование временных представлений / Т. Мусейибова // Доошкольное воспитание, 2007, №3, с. 22 – 25.

5. В. П. Бедерханова «Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых». «Развитие личности». №1 2000. С. 24 – 36.

6. Полат Е. С. Метод проектов http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php

Публикации по теме:

Краткосрочный проект для детей средней группы «День Чая»Краткосрочный проект для детей средней группы «День Чая» КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ " ДЕНЬ ЧАЯ "Вид проекта: Познавательный, творческий, групповой. Участники проекта: Дети.

Проект «9 Мая — День Победы» для детей средней группыПроект «9 Мая — День Победы» для детей средней группы Материал подготовили: Егорова Н. И. –воспитатель, Кузнецова М. Р. – музыкальный руководитель Вид проекта: творческий, игровой, познавательный.

Проект «А у нас — Яблочный спас!» для детей средней группыПроект «А у нас — Яблочный спас!» для детей средней группы Проект для средней группы «А у нас - Яблочный Спас» Вид проекта: краткосрочный, творческий. Продолжительность проекта: с 12 по 25 августа.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Моё утро» для детей средней группы с ЗПР
Опубликовано: 14 января 2025 в 15:18
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Моё утро» для детей средней группы с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Марина Дудко (УИ 228715) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД