Милина Татьяна
Конспект занятия «Свойства бумаги» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Примерная основная общеобразовательная программа: "От рождения до школы" под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.
Возрастная группа : старшая
Тема НОД: «Свойства бумаги»
Ведущая образовательная область: познавательное развитие (окружающий мир).
Публикация «Конспект занятия „Свойства бумаги“ в старшей группе» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Цель: создать условия для экспериментирования с разными видами бумаги, познакомить с историей изобретения бумаги.
Задачи: 1) провести опыты с бумагой для выявления её свойств;
2) развивать умение планировать свою деятельность и делать выводы;
3) воспитывать наблюдательность, внимание.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая.
Формы организации: групповая.
Формы организации детских видов деятельности: экспериментирование, дидактическая игра.
Формы организации: фронтальная.
Оборудование для воспитателя: разные виды бумаги, спиртовка (спички, газета, книга, картонная коробка, раскраска, журнал, цветная бумага, деревянные предметы.
Оборудование для детей: полоски бумаги, чертёжной бумаги, картона, салфетки, ножницы, ёмкости с водой.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и альбомов с предметами из бумаги, беседа: «Для чего нужна бумага», загадывание загадок, поделки из бумаги.
Ход НОД
1. Вводная часть (проблемная ситуация)
- Ребята, поздаровайтесь с гостями. А теперь рассмотрите предметы, лежащие на этом столе. (дети перечисляют предметы, сделанные из дерева)
- Как вы видите, все они разные, но что их объединяет? Что общее? (ответы детей).
Правильно, они все сделаны из дерева. А как вы думаете, почему среди деревянных предметов лежит бумага? Именно об этом вы сегодня узнаете?
Люди научились писать гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Какие-то народы писали на глиняных плитах, другие –на дощечках, залитых воском, выдалбливали буквы острой палочкой. На Руси люди писали на бересте. Вы уже знаете, что береста это наружная часть берёзовой коры. Раньше были так называемые берестяные грамоты- письма, документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Но такой способ письма был неудобен. И люди придумали другой, более удобный способ письма- листы из тонкой кожи животных – пергамент. Пергамент был очень прочный материал. Сохранились целые книги, напечатанные на пергаменте. Но кожа животных была нужна для шитья обуви и одежды. И был изобретён новый материал, который намного тоньше пергамента. На нём было очень просто писать- бумага.
Рецепт приготовления бумаги придумали в Китае. Диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ изготовления бумаги. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.
- Давайте подумаем, для чего нужна бумага? ( ответы детей: книги, раскраски, тетради, учебники, коробочки, газеты и т. д.)
- Вот как много всего делают из бумаги. Поэтому нужно много бумаги, её производство растёт и растёт. Бумагу, как вы знаете, делают из древесины и поэтому быстро сокращаются площади лесов. Чтобы больше не вырубать леса, бумагу пробуют изготовить из камня, стекла, синтетических волокон. А ещё можно перерабатывать использованную бумагу, поэтому очень важен сбор макулатуры.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Вышли мы во двор играть
И запрыгали, как мяч.
Поиграли в догонялки,
Стали прыгать на скакалке.
На качелях покачались
И на скейте покатались
Веселились день-деньской,
А потом пошли домой.
2. Основная часть.
- А теперь мы познакомимся с бумагой поближе.
Опыт 1.
- У вас на столах бумага разного вида, сложите каждый в несколько раз. Какой можно сделать вывод? (салфеточная бумага складывается легче, её можно сложить больше количество раз, чертёжная бумага сгибается с трудом).
Опыт 2. Разрезать бумагу ножницами? Какая легче разрезается? (ответы детей, вывод).
Опыт 3. кусочки бумаги мнут. ( вопросы: Какая сильнее мнётся? Может приобрести прежнюю форму? Какой звук при смятии – шуршит)
Опыт 4. Кусочки бумаги опускают в воду. ( вопросы: какая намокает быстрее? Что происходит с мокрой бумагой? (расползается и рвётся)
Опыт 5. Разорвать полоски из разной бумаги. ( вопросы: в каком случае нужно приложить больше усилий).
Опыт 6. Нужно подбросить кусочки бумаги одинакового размера, но разного вида. ( вопросы: какой падает быстрее? Почему)
Опыт 7. Воспитатель показывает как бумага горит? ( вопросы: какая сгорает быстрее? Почему)
- А сейчас мы с вами поиграем. (дидактическая игра «Из чего сделано»)
У меня на столе предметы, сделанные из разных видов бумаги. Вам надо найти предмет, изготовленный из данного вида бумаги (газета, картонная коробка, альбом, книга и т. д.)
3. Заключительная часть.
- Хочу предложить вам такую ситуацию- представим, что вся бумага вдруг исчезла. Как мы будем жить? Что делать? Можем ли мы чем-то заменить бумагу?
-А что интересного вы сегодня узнали о бумаге? (бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит; легко мнётся; не принимает прежнюю форму; легко режется и рвётся; намокает в воде, расползается, она не прочная).