альбина хамидулина
Конспект экспериментального занятия для подготовительной группы «Волшебница — вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающие задачи: Закрепить имеющие у детей знания о трех агрегатных состояниях воды (жидкая, твердая, парообразная). Закрепить умение выявлять свойства воды (вода окрашивается в цвет краски, замерзает на холоде, превращается в лед, принимает форму емкости, в которой находится, при кипении вода превращается в пар).
Публикация «Конспект экспериментального занятия для подготовительной группы „Волшебница — вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие задачи: Развивать мышление, воображение, внимание, умение замечать изменения в состояниях воды, умение словами передавать свои тактильные ощущения (холодный, горячий, сладкий, соленый, безвкусный).
Воспитательные задачи: Воспитывать отзывчивость, доброту, вызывать желание путем экспериментирования изучать окружающий мир самостоятельно.
Интеграция областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа:
1. Проведение мини-беседы «Если б не было воды»
2. Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде
Материал: Вода, лед (предварительно замороженный, аромалампа, свечка, спички, соль, сахар, гуашевые краски, разные по форме и величине стаканчики для каждого ребенка, различные геометрические фигурки.
Ход занятия : Дети! Предлагаю вам послушать загадку и попробовать отгадать, про что сегодня на занятии мы будем с вами разговаривать!
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
Она и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летает, и бежит,
И стеклянной может быть!
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Очень добродушная,
Мягкая, послушная,
Но когда захочет,
Даже камень точит.
Правильно ребята! В этой загадке говорится о воде. Сегодня на занятии мы с вами продолжим знакомство с водой и различными ее агрегатными состояниями, проведем несколько интересных экспериментов.
Назовите, пожалуйста, известные вам свойства воды (Прозрачная, жидкая, без запаха, без вкуса, растворяет некоторые вещества и т. д.). Правильно, дети! А сейчас мы все наши ответы проверим путем экспериментирования, и убедимся, что это действительно так.
Вода прозрачна и не имеет собственной формы
Воспитатель: Посмотрите, в эти стаканчики я наливаю обычную питьевую воду из – под крана. Я это делаю для того, чтобы вы помогли мне установить некоторые свойства воды. А теперь сквозь воду в стаканчике я посмотрю на наши игрушки, на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое. Хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите?
Дети высказывают свое мнение: вода немного искажает предметы, но их видно хорошо. Вместе с воспитателем формулируют одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.
Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: одни стаканчики высокие и узкие, другие широкие и низкие, третьи «пузатые» и т. д.
Воспитатель: На ваших столах есть маленькие геометрические фигуры. Попробуйте положить их в разные стаканчики. Они остались такими же? Да, их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по - другому. Давайте перельем воду, которая есть в одном из ваших стаканчиков, в любой другой сосуд по вашему выбору. Посмотрите, вода у нас та же самая, а вот форма у нее стала другой.
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. А если мы случайно выплеснем немного воды на пол, то она растечется по плоскому полулужицей.
Вода – растворитель.
Воспитатель: Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У меня на столе в сосудах находятся три вещества. Постараемся определить, что же это за вещества.
Воспитатель напоминает детям о том, что при этом нужно соблюдать определенные меры безопасности. Например, нельзя пробовать вещества на вкус (есть опасность отравиться); нюхать их нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой (вещества могут быть очень едким и обжечь дыхательные пути. Совместно с воспитателем дети определяют, что на столе находятся соль, сахар, гуашевые краски.
Воспитатель: А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.
Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам :
• Соль и сахар быстро растворяются в воде, а вода при этом остается прозрачной, но меняет свой вкус (с солью - соленая, с сахаром - сладкая);
• Краски растворяются в воде быстро, вода при этом изменяет цвет;
Вода при замораживании и кипячении.
Воспитатель: Давайте узнаем, как ведет себя вода при замораживании и кипячении. Что будет с водой, если ее поставить в холод (в холодильник? Правильно, она превратится в лед! У вас на тарелочках в каждом столе есть кубики льда. Попробуйте их пощупать. Какой лед на ощупь?
Дети высказывают свои ощущения, что лед на ощупь очень холодный; имеет свою форму, т. к. это твердое вещество; в тепле лед тает и снова превращается в воду.
Воспитатель: На холоде вода превращается в лед, а сейчас мы посмотрим, как ведет себя вода при кипячении. Для этого мы воспользуемся аромалампой и свечкой.
Воспитатель наливает воду в чашу лапы, поджигает свечку под ней, напоминая при этом детям о правилах безопасности при обращении с огнем. Нельзя самостоятельно брать спички, поджигать их, играть ими. Всегда помнить святое правило «Спички детям не игрушки».
Совместно с воспитателем дети делают вывод: по мере кипения, в воде образовываются пузырьки, вода бурлит, превращается в пар и начинает испаряться (поднимается вверх) и в чаше ее остается все меньше.
Воспитатель: Такое же явление мы можем наблюдать и в природе. Вода в водоемах (реки, озера, моря) на солнце нагревается, превращается в пар. Поднимаясь наверх, она накапливается в облаках, и, когда облако становится очень тяжелой, вода падает вниз в виде осадков (дождь, снег, град). В земле вода проникает через слои грунта в подземные воды и вновь попадает в водоемы. Такое явление называется «Круговорот воды в природе».
Вывод.
И так, дети, подведем итоги нашему сегодняшнему экспериментальному занятию. О каком веществе мы с вами сегодня говорили? Правильно, мы сегодня говорили о воде. Путем экспериментирования мы с вами узнали, что вода не имеет вкуса, запаха; растворяет такие вещества, как соль и сахар, при этом меняет свой вкус, но цвет, форма и состояние воды остаются прежними; некоторые краски так же хорошо растворяются в воде, при этом вода меняет свой цвет; вода имеет три агрегатных состояния: обычное состояние воды - жидкая, при кипячении – газообразная (испаряется, превращаясь в пар, при замораживании - превращается в лед.
А также мы узнали, что такое же явление мы можем наблюдать и в природе, и называется оно «Круговорот воды в природе».