Алена Куулар
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Волшебница вода»
▼ Скачать
Занятие по экспериментированию «Волшебница вода».
Цель: познакомить детей с основными свойствами воды
Задачи:
Образовательные: познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха, уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
Публикация «Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
2. Закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками; закреплять умение работать с незнакомыми растворами, развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать, активизировать и обогащать словарь детей существительными, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к воде, воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, фотографии, рисунки на тему «Вода»; ведерко, прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения, соломинки для коктейля, сок, стакан с молоком; губка в форме облака, подносы, стакан с водой.
Ход занятия:
Часть 1-я. Игровая ситуация:
- Ребята, когда я пришла в детский сад, то увидела на пороге серебряное ведерко. Не хотите ли узнать, что в нем лежит? (дети начинают по очереди доставать из ведерка карточки – капельки с загадками. Воспитатель читает их вслух)
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут (дождь)
Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе (облака)
Течет, течет – не вытечет
Бежит, бежит – не выбежит (речка)
(прикрепляю на фланелеграф карточки с рисунками – ответы на загадки)
- Посмотрите ребята, что объединяет наши отгадки? О чем мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: - О воде!
- Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
- Правильно – дождь, реки, озера и т. д.
В морях и океанах – вода соленая, в реках, озерах, родниках, болотах – вода пресная.
- Сейчас мы с вами попробуем определить из0 какого водоема в нашем стакане вода. Для этого превратимся в лаборантов и пойдем в нашу лабораторию.
Часть 2-я. Практическое экспериментирование.
Опыт 1.
Дети пробуют воду пресную и подсоленную. Вывод: вода разная на вкус.
- В морях и океанах вода, какая?
Дети: - Соленая
- А в реках, озерах, ручейках вода, какая? (пресная)
- Люди пьют пресную воду.
Опыт 2.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у нее вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, говорит: «Какая вкусная вода, хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. (Дать детям для сравнения попробовать сок).
Вывод: вода безвкусная.
Опыт 3.
Дать детям два стаканчика, один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт 4.
А теперь понюхайте воду. Чем она пахнет?
Вывод: Совсем не пахнет.
Опыт 5.
На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. – опустите ложку в стакан с водой, а другую в стакан с молоком. – Что заметили? В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой ее видно.
Вывод: Чистая вода – прозрачная.
Опыт 6.
- А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму. (дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, шестиугольная)
- Давайте перельем воду в один стаканчик, а потом и в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды? (вода приобретает форму стакана)
Вывод: в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.
Физкультминутка «Капелька и тучи»
На полу разложены обручи (на один обруч меньше, чем количество детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановится, каждая капелька должна занять любую тучку. «Капелька» которой не хватило «тучки» испаряется. Игра проводится 2-3 раза.
Часть 3-я. – А сейчас отгадайте загадки о различных состояниях воды.
Седой дед у ворот всем глаза заволок (туман)
В огне не горит, а в воде не тонет (лед)
На дворе горой, а в избе водой (снег)
Белая морковка зимой растет (сосулька)
С неба пришел, в землю ушел (дождь)
Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)
Вывод: туман, лед, снег, сосулька, дождь, мороз – это вода.
Опыт 7.
Как вы думаете, ребята, когда особенно часто идут дожди? (летом, осенью)
- А вы знаете, как образуется дождь? Сейчас мы с вами на опыте убедимся, откуда идет дождь и как он образуется. На подносе влажные губки в форме облаков. Дети обследуют губку сверху и снизу. (сверху она сухая, а снизу и внутри немного влажная)
- На что похожа губка? Детям предлагается сжать ее так, чтобы потекли капельки воды т. е. пошел «дождь»
- Почему из такого облака не идет «дождик» (в облаке мало капелек воды)
- Я вам предлагаю добавить из стакана немного воды на губку и сжать ее опять.
- Что происходит? (дети на опыте убедились, что из такого «облака» идет «дождик», но не сильный). Предложить детям вылить на губку оставшуюся в стакане и сжать ее снова.
- А что сейчас происходит? (дети комментируют свои действия и на опыте убеждаются, что в результате – идет – сильный дождь). Следует обратить внимание детей на то, что в нашем «облаке» собралось очень много капелек воды. Они стали очень тяжелыми для «облака» выпали «дождем».
Итог занятия : о чем сегодня мы говорили на занятии?
С какими свойствами воды познакомились?
- Что вода – жидкая, безвкусная, не имеет запаха, не пахнет, прозрачна, не имеет собственной формы.
- Откуда берется дождь?
- Как он там появляется?
- Молодцы! Мне очень понравилось с вами заниматься.
- Спасибо!
На этом занятие закончилось.