Валентина Синогач
Конспект комплексного занятия «Вода-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствование представлений детей об окружающей действительности посредством поисково-исследовательской деятельности.
Обучающие задачи:
Продолжать знакомить детей со свойствами воды: жидкая, не имеет цвета, вкуса и запаха.
Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии.
Развивающие задачи:
Развивать исследовательские навыки, умение сравнивать, анализировать,делать выводы, аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект комплексного занятия „Вода-волшебница“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в частности к воде.
Прививать интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Интеграция образовательных областей:
«Познание»-формировать наблюдательность и любознательность.
«Социализация» - Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками.
«Художественная литература» - развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость.
«Безопасность» - закрепить правила безопасного поведения во время проведения опытов.
«Музыка» - создание положительного эмоционального настроя.
«Здоровье» - развитие мелкой моторики, двигательная активность.
Материал: Незнайка с глобусом, стаканы, пластиковые трубочки, пенопласт, камень, песок, сахар, соль, лимон, растительное масло, кофе, гуашь, ёмкости с водой, ложки, салфетки, колбы, мешочек с предметами для экспериментирования, аудиозаписи с шумом воды, мультимедийная установка, магнитофон.
Предварительная работа: беседа о значении воды, просмотр фото и видео материала, слушание звуков воды,чтение стихотворений, загадывание загадок,проведение опытов с водой.
Ход: Психологический настрой детей.
Под музыку дождя дети весело входят в зал, встают полукругом.
Воспитатель. Ребята, послушайте внимательно загадки и постарайтесь их отгадать.
Она бесцветная на вид,
Но нашу жажду утолит. (вода).
Бежит, бежит, не выбежит,
Течет, течет, не вытечет. (вода)
Всё живое на Земле произошло из воды. И сейчас вода – источник жизни. Ведь даже человек на 80% состоит из воды. Давайте послушаем, какие стихотворения приготовили для вас ребята
Дети читают стихи.
1. Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без воды.
2. В природе путешествует вода,
Она не исчезнет никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход.
Воспитатель. А сейчас, ребята, я приглашаю вас в лабораторию, будем с вами как ученые изучать свойства воды.
(Стук в дверь) - Ребята, слышите, кто-то к нам стучится в дверь? Посмотрим. (Входит Незнайка с глобусом в руках).
Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Я Незнайка, пришёл с вами поиграть, вот даже и мяч принес.
Воспитатель: - Здравствуй, Незнайка! Ну, ведь это не мяч.
Незнайка: - Что же это? Он круглый, разноцветный.
Воспитатель: - Ребята, расскажите Незнайке, что это?
(Это глобус)
Воспитатель: - Глобус -это модель планеты. Это земля в уменьшенном виде.
Незнайка: - Почему на глобусе так много синего цвета?
Дети: (Это моря, океаны, озера, реки- вода).
Незнайка: - Ой, как её много! Можно сколько хочешь купаться, тратить много воды.
Воспитатель: - Ребята, прав Незнайка, что воду можно тратить, как хочешь?
Дети: (Нет, воду надо беречь.)
Воспитатель: - Незнайка, мы приглашаем тебя в нашу лабораторию, чтобы узнать больше о воде. Но перед тем как приступим к работе, давайте поиграем.
Динамическая пауза. «Снежок».
Ребята, становитесь в круг.
Идём по кругу, проговариваем слова и выполняем движения все вместе.
1,2,3,4, Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий
1- Подбросим
2- Поймаем
3- Уроним
И сломаем.
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним правила поведения в лаборатории: 1. Ничего не трогать, пока вас об этом не попросят, так как можно пролить «реактивы» или сломать оборудование. Внимательно слушать воспитателя, так как можно пропустить важную информацию или инструкцию к проведению опыта. Приготовились, ребята? Начинаем, как ученые исследовать воду. Будем продолжать знакомиться со свойствами воды.
Опыт№1 Для первого опыта нам потребуется стакан с водой. Какая она? (Чистая, прозрачная). Хорошо. Проверим это. Берем стакан под номером 1 и опускаем в воду камень
(Дети выполняют). Хорошо мы его видим?
(Да). Делаем вывод: вода прозрачная.
Тимофей приготовил стихотворение о воде.
Мы в стакан воды налили,
Опыт провели удачный!
Мы с тобой установили-
Чистая вода- прозрачна!
Прозрачная вода бесцветна.
Воспитатель:
Опыт № 2. А сейчас, ребята, возьмём краску красного цвета кисточкой и опустим в стакан с водой и камнем под номером 1.
(Дети выполняют) Что произошло? (Изменился цвет). Видим ли мы камень в стакане? (Нет). Вот какая вода -волшебница, взяла и растворила краску.
Приглашаются дети. В стаканах 3 налита чистая вода. Понюхайте, чем пахнет вода? (Ничем). Возьмите пипеткой немного лимонного сока из пробирки под номером 4 и капните четыре капли себе в стакан. Понюхайте. Появился ли запах? (Да). Какая стала вода на цвет, запах (Прозрачная, пахнет лимоном).
Вывод: вода не поменяла цвет, но появился запах лимона.
А что ещё растворяется в воде? (Сахар, соль, сода).
Опыт № 3. Возьмём немного сахара и опустим в стакан с водой, размешаем ложечкой. Что произошло? (Сахар исчез, растворился в воде). То же самое произойдёт, если бросить в воду щепотку соли, соды. Вывод: вода может менять вкус, вода- растворитель. В ней можно растворять некоторые вещества.
Но вода растворяет не все вещества. Если налить в стакан с водой чайную ложку подсолнечного масла, оно не растворится, а только растечётся по поверхности воды тонкой плёнкой и будет плавать в виде жёлтых капелек. Давайте попробуем. Подходите к моему столу этот опыт мы проведем вместе. Те, перед кем стоит бутылочка с маслом, капните по 5 капель в чашу с водой. Остальные смотрят внимательно, что же произойдет. (Капли масла собираются на поверхности воды, плавают).
Если бросить в стакан с водой горсть обычного песка. Вода сначала станет мутной, а потом песок осядет на дно. Он также не растворяется в воде. Не растворяется в воде глина, мел.
Давайте попробуем? Те, перед кем стоит стакан с песком, насыпьте по 1ложке песка в чашу с водой. Остальные смотрят внимательно, что же произойдет. (песок оседает на дно, не растворяется).
А теперь предлагаю поиграть.
Физкультминутка: «Воздух, огонь, вода,земля».
Земля! (Дети приседают.)
Воздух! (Поднимают руки вверх.)
Вода! (Изображают волны руками.)
Огонь! (Поворачиваются вокруг себя.)
Воспитатель: Незнайка, а тебе понравилось у нас в лаборатории?
Незнайка: Очень.
Воспитатель: А ты что-нибудьзапомнил о воде?
Незнайка: Конечно, теперь я все знаю о воде, она оказывается очень интересная!
Воспитатель: Это еще не все, что знают наши ребята о воде. Послушай еще одно стихотворение.
Я- весёлая вода,
Я бегу туда-сюда.
Я и в ванне, и в реке,
И вблизи, и вдалеке.
Превращаюсь в пар и в лёд,
А могу наоборот.
Воспитатель. Что происходит с водой в мороз? (Она превращается в лёд). Во что превращается вода при сильном нагревании? (В пар).
Дети выходят с картинками (символы пара, льда, воды) и читают стихи.
1. Если облачко летит,
пар оно изобразит (облако).
2. Хорошо мы все запомним,
что водичка- это волны (волны).
3. А сосульки –твёрдый лёд,
это каждый разберёт,
все теперь картинки знаем.
Лёд и воду отличаем.
Если солнышко появится,
Лёд в водичку превратится. (сосулька)
Воспитатель: Молодцы, ребята,
а сейчас мы еще немного поиграем. «Отгадай, что в мешочке? «Становитесь в круг. Игра всем хорошо знакома. Мешочек передаете из рук в руки, как только музыка останавливается тот опускает руку в мешок и на ощупь называет предмет и достаёт.
Итог и Рефлексия. Ребята, о чём мы сегодня говорили? -Что вам больше всего понравилось в лаборатории?
Ребенок читает стихотворение.
По горным вершинам,
Широким равнинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождямивернётся.
Нас окружает везде и всегда
Наша спутница-чудо вода!
Воспитатель. Вода нужна всему живому на земле, в этом мы убедились,проводя опыты. В заключение нашего путешествия о воде я хочу показать вам небольшую презентацию «Вода».
Незнайка. Спасибо вам, ребята, я много интересного узнал о воде. А сейчас мне пора уходить. До свиданья ребята.