Светлана Грачева
Конспект экспериментальной НОД «Звук и Свет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД Эксперементальная деятельность по теме «Звук и свет»
Педагоги Грачева С И Попова Е В
Цель: Развивать познавательною активность детей в процессе экспериментирования; развивать умение выдвигать гипотезы, проверять предположения и формулировать выводы.
Программные задачи:
Познакомить детей с особенностями передачи звуков на расстояние
.Повторить какие бывают звуки
Публикация «Конспект экспериментальной НОД „Звук и Свет“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Расширить сведения о многообразии звуков в природе, их происхождении и силе
Закрепить представление детей о том. как передаются звуковые волны.
Повторить свойства света и светового луча;
Познакомить детей с помощью опытной деятельности с понятием – преломление светового луча;
Рассказать где используется эффект преломления светового луча
Развивать интерес к опытнической деятельности.
Воспитывать бережное отношение к органам слуха, зрения.
Методы и приё мы:
рассказ, плакат о прохождении звуковых волн, пиктограмма,
загадки, слушание аудиозаписи, проведение опытов,
практические действия детей.
Оборудование
:Пиктограммапередача звуковых волн
Интеракт доска «Звуки»,
Плакат «Передача звуков на расстояние»,
Миска, затянутая фольгой,
Крышка от кастрюли,
Ложка,
Рис,
Пиктограммы света и светового луча;
Картинки с изображением очков, фотоаппарата, видеокамеры,
Пустой стакан;
Стакан наполненный на половину водой;
Металлическая столовая ложка.
Предварительная работа:
Изучение свойств звука,света и светового луча, наблюдение за воздухом и водой,
Ход занятия:
- Дети, сегодня я вас приглашаю в путешествие по стране ЗВУКА И СВЕТА
- Что такое звук?
- Правильно, то, что мы слышим - всё это звуки.
Звуков в природе очень много. Какие вы знаете звуки?
- Да,нас окружают самые разные звуки. Шумовые и музыкальные.
Перед вами лежат карточки, посмотрите и назовите музыкальные звуки.
Назовите шумовые звуки.
Внимательно послушайте и попробуйте узнать звуки, которые прозвучат
Интерактивная доска. Шумовые звуки природы….
Молодцы, вы были внимательны и правильно узнали звуки.
- Каждый звук, который мы слышим, произведён колебанием или очень быстрым движением вперёд и назад.
Звуки перемещаются в виде звуковых волн по воздуху, через жидкости и даже сквозь твёрдые тела.
Интерактивная доска Посмотрите вот на этот рисунок--- Девочка говорит. Колебания ее звуков проходят через воздух и создают вибрацию воздуха. Колебание достигают уха собеседника в виде звуковых волн, и он воспринимает их как звуки. Звуковые волны мы не видим, но их действие увидеть можем.
Давайте проделаем опыт, используя пиктограмму (Дети делают опыт самостоятельно, используя пиктограмму)
(Опыт «Действие звуковых волн»).
- Натягиваем на миску фольгу,
- плотно закрепляем резинкой,
- сверху положим несколько сухих зёрен риса.
Рядом с миской поместим крышку с ложкой. Для того. чтобы создать звуковые волны и увидеть их действие, надо ударить ложкой по крышке. (ударяем ложкой по крышке)
Что мы видим (Правильно, рис стал подскакивать.)
Вывод :почему рис стал подпрыгивать
Звуковые волны от ударов прошли по воздуху и достигли фольги с рисом, заставив его подпрыгивать. Мы не видели звуки, но мы увидели действие звуковых волн.
Продолжаем наше путешествие. Мы побывали в стране Звука, а теперь отправляемся в страну Света.
Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение свойства светового луча.
Давайте вспомним свойства светового луча.
Выходит ребёнок и по пиктограммам рассказывает о свойствах света и светового луча :
- Источником света может являться не только солнце но и обычная лампа;
- Луч света прямолинеен;
- Свет расходится одинаково во всех направлениях;
- Луч света проходит через прозрачные предметы.
Продолжая исследовать свойства светового луча, я предлагаю вам, используя пиктограмму провести опыт.
«Почему сломалась ложка»
У детей на столе стоит стакан с ложкой и стакан с водой. Предлагаю их внимательно рассмотреть. Стакан с ложкой прозрачный, но не совсем пустой.
- Ребята как вы думаете, чем наполнен стакан?
Дети: воздухом.
Правильно воздухом. Ложку хорошо видно в стакане?
Дети: хорошо видно потому что стакан и воздух прозрачны.
Выньте ложку из стакана осмотрите её внимательно, не сломана ли она?
Дети: нет с ложкой все в порядке.
Положите ложку обратно в стакан с воздухом изменилась ли форма ложки?
Дети: Нет,
Поставьте стакан с ложкой и возьмите стакан с водой. Посмотрите внимательно, часть стакана наполнена водой, а часть воздухом. То место где вода соприкасается с воздухом,называется границей воды и воздуха.
Ребята, скажите,а пройдет ли луч света через воду и воздух?
Дети: да пройдёт, потому что воздух и вода прозрачны, а световой луч проходит через прозрачные предметы.
Ребята давайте теперь вынем ложку из стакана с воздухом и поставим ложку в стакан с водой. Посмотрите внимательно произошли какие ни будь изменения с ложкой?
Дети: да, с ложкой произошли изменения, ложка кажется сломанной.
А как вы думаете, почему так получилось?
Дети высказывают свои предположения.
Ложка кажется сломанной, потому что луч света неодинаково проходит сквозь воздух и воду. Луч света преломляется на границе воды и воздуха. Такой эффект называется преломлением светового луча.
Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Вывод: Луч света не одинаково проходит через воду, и воздух - преломляется на границе.
Такой эффект называется преломлением светового луча.
- Мы с вами изучили ещё одно свойство светового луча – преломление. Это свойство используется при изготовлении очков, фотоаппаратов, видеокамер и зеркал.
Игра «Найди лишнее»
Карточки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц (лампа, фонарик, лампочка, фонарь, свеча). У вас на столе лежат картинки. Предлагаю вам разложить картинки на две группы: искусственные, естественные.
Давайте вспомним, какие источники света мы назовем естественными? Источники света, которые созданы природой называют -естественными.
Какие источники света мы назовем искусственными? Источники света, которые созданы руками человеканазоваются- искусственными.
На столе остаются две картинки (диван и кукла).
Дети объясняют, почему эти картинки лишние (эти предметы не дают света).
Подведение итогов:
Что мы узнали о звуковых волнах?
Дети Звуковые волны от ударов ложки по крышке прошли по воздуху и достигли фольги с рисом. Рис стал подпрыгивать. Мы не видели звуки, но мы увидели действие звуковых волн.
Что мы узнали нового о световом луче?
Дети: Световой луч по разному проходит через воду и воздух. На границе воды и воздуха световой луч преломляется. Такой эффект называется преломлением светового луча. Он используется в изготовлении очков, видеокамер, фотоаппаратов и зеркал.