Светлана Зеленская
Урок МДО по теме «Свет»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок МДО по теме «Свет»
Цель: формирование энергосберегающего типа мышления школьников
Задачи:
- стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе;
- формировать навыки работы в группах, умение принятия коллективных решений в процессе обсуждения проблем;
- развивать интеллектуальные и практические умения в области энергосбережения;
- познакомить с историей освещения жилья.
Время: 40 мин.
Метод: игровой, ИКТ
Ход занятия.
1. Орг. момент
Публикация «Урок МДО по теме „Свет“» размещена в разделах
-Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить об очень важном и очень необходимом для всех нас, для всего человечества. Вы готовы работать? Хотите узнать, о чем мы сегодня будем говорить?
2. Введение в тему. Определение темы.
-Для того, чтобы узнать о чем пойдет речь, вам нужно отгадать загадку:
Людям с самых давних лет
Нужно тепло и нужен … (свет)
- О чем же сегодня мы будем беседовать? (о свете)
- А какие источники света вы знаете? (солнце, электричество,)
- Действительно ли человеку необходим свет?
- Что делают люди для того, чтобы в их квартире было светло? (включают лампочки)
- Что помогает загораться лампочкам вы мне скажите, отгадав еще одну загадку:
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним сёлам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это …. Электричество!
- Всегда ли были лампочки? (нет)
- За свою историю человечество использовало для освещения всё, что может гореть.
3. Работа в группах. (5 групп)
- А вот, как и чем в старину освещали дома, вы узнаете, поработав в группах.
- Каждая группа получит карточку с текстом. Вы должны будете прочитать текст и заполнить лист работы в группе.
Тексты:
1 группа – Более двухсот лет назад по вечерам в домах зажигали свечи. Свеча — приспособление для освещения. Стоили они дорого и не все могли их купить. Фитилем свечей служили волокна растений. Волокна растений пропитывались смолой и покрывались воском. Помимо воска, для изготовления свечей брали обычное растопленное масло.
1 группа – В старину русскую избу освещала лучина. Лучина — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы. Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы. Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки.
3 группа – в 19 веке появилась керосиновая лампа —это светильник, работающий на основе сгорания керосина. Керосиновая лампа устроена следующим образом - в железную ёмкость заливается горючее вещество (керосин). В эту ёмкость опускался фитиль таким образом, что один конец был в керосине, а другой немного торчал наружу. Сверху одевалось стекло.
4 группа – определите пользу электричества из стихотворения:
Электричество в почёте, помогает нам во всём!
Светит, пищу нам готовит и тепло приносит в дом.
В холодильнике продукты помогает нам хранить
Помогает маме в кухне на плите обед варить.
Всю квартиру освещает, если вечер за окном.
Брату музыку гоняет, крутит нам магнитофон.
А мой лучший друг – компьютер - без розетки просто Вещь.
5 группа – Электрическая энергия – это невидимка, её никто не видит, но с её помощью создаются многие вещи. Рождается электричество на станциях, оттуда ток поступает в дома, на заводы, в школы. Электрический ток приходит в дом по проводу. Провод состоит из пучка тонких проволочек, одетых в резиновую рубашку. По этим проволочкам и попадает ток в различные электроприборы. А резиновая рубашка нужна для того, чтобы электрический ток не уходил, куда не следует.
4. Подведение итогов работы в группах.
- Сейчас каждая группа представит результат своей работы (выступают дети).
- Каждая группа представила свою работу. А теперь я хочу попросить вас найти изображение того, о чём вы рассказывали классу.
На доску вывешиваются картинки с изображением свечи, лучины, керосиновой лампы, электрического провода.
5. Пропаганда энергосбережения через сказку.
- А сейчас послушайте сказку. Какой вывод вы можете сделать?
За морями, за лесами жил царь. И звали его – Электричество. По его жилам протекал ток, как по проводам. И вот однажды случилась беда. Царь приболел и ослаб. Решил он отправиться к врачу, а заодно и посмотреть, как люди живут. Приехав, царь был удивлён. Всё сияло и светилось, каждый житель ходил с мобильным телефоном, плеером, на улицах днём горел свет. Царь Электричество задумался и понял причину своего недуга. Врач осмотрел больного, сразу дал ему совет. Царь прислушался к совету и сказал людям: «Люди! Меньше используйте электричество, ведь если я умру, то вы навсегда потеряете то, без чего не можете прожить и дня». Люди задумались, а ведь он прав. Прислушались к его совам, и стали экономно расходовать электричество. И через некоторое время Царь начал выздоравливать. С тех пор он никогда не болел, только лишь изредка недомогал. Это потому, что некоторые люди всё же забывали про наказ царя и много пользовались электричеством.
- Какой вывод из сказки вы сделали?
6. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
- Что удивило больше всего?
- О чем вы можете рассказать своим родителям?
Карта работы группы
1. Напиши название прибора для освещения ___
2. Запиши, что использовали для изготовления этого прибора ___
___
3. Расскажи как нужно пользоваться данным прибором.
1 группа – Более двухсот лет назад по вечерам в домах зажигали свечи. Свеча — приспособление для освещения. Стоили они дорого и не все могли их купить. Фитилем свечей служили волокна растений. Волокна растений пропитывались смолой и покрывались воском или парафином. Фитиль поджигали, ставили свечу на подставку.
1 группа – В старину русскую избу освещала лучина. Лучина — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы. Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы. Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки.
3 группа – в 19 веке появилась керосиновая лампа —это светильник, работающий на основе сгорания керосина. Керосиновая лампа устроена следующим образом - в железную ёмкость заливается горючее вещество (керосин). В эту ёмкость опускался фитиль таким образом, что один конец был в керосине, а другой немного торчал наружу. Сверху одевалось стекло. Фитиль поджигали.
4 группа – определите пользу электричества из стихотворения:
Электричество в почёте, помогает нам во всём!
Светит, пищу нам готовит и тепло приносит в дом.
В холодильнике продукты помогает нам хранить
Помогает маме в кухне на плите обед варить.
Всю квартиру освещает, если вечер за окном.
Брату музыку гоняет, крутит нам магнитофон.
А мой лучший друг – компьютер - без розетки просто Вещь.
5 группа – Электрическая энергия – это невидимка, её никто не видит, но с её помощью создаются многие вещи. Рождается электричество на станциях, оттуда ток поступает в дома, на заводы, в школы. Электрический ток приходит в дом по проводу. Провод состоит из пучка тонких проволочек, одетых в резиновую рубашку. По этим проволочкам и попадает ток в различные электроприборы. А резиновая рубашка нужна для того, чтобы электрический ток не уходил, куда не следует.