Юлия Лещёва
Современные тенденции певческого воспитания детей дошкольного возраста. Охрана детского голоса
▼ Скачать + Заказать документы
В методическом пособии «Вокально-хоровая работа в детском саду»
автор излагает свой подход к обучению дошкольников пению. Он основан на
обязательном использовании упражнений, причем упражнений самых
различных: на формирование навыка правильного певческого дыхания,
звукообразования, дикции. Можно сказать, что автор в своем пособии
собрала все лучшее из певческих упражнений для детей, которые
используются в настоящее время в вокально-хоровой практике. Картушинаподчеркивает, что вокальные упражнения необходимо включать в каждое
занятие (стр 7).
Публикация «Современные тенденции певческого воспитания детей дошкольного возраста, Охрана детского голоса» размещена в разделах
Вокальные упражнения, предлагаемые автором – отрезки (фрагменты) муз
фраз, которые, как правило, транспонируются вверх или вниз по звуковой
шкале. Основным требованием (Картушина ссылается на Дмитриева Л. Б.)
является то, что:
1)упражнения для начинающих должны быть предельно просты в
вокальном отношении;
2)упражнения должны применяться с определенной целью - не существует
упражнений вообще, а существуют упражнения для выработки тех или иных
конкретных качеств голоса.
Автор отмечает, что желательно перед началом систематической
вокально-хоровой работы провести диагностику певческих способностей
детей (стр 5). В соответствие с данными диагностики дети делятся на 3
подгруппы: высокие, средние и низкие голоса и занятия по постановке
голоса) желательно проводить по подгруппам. Картушина ссылается на
методику вокально-хоровой работы, предложенную авторами программы
«Истоки», когда дети поют по подгруппам в удобной для них тесситуре,
каждая – в своей тональности. Песни исполняются либо в удобной тесситуре
для всех, либо по куплетам, когда каждая группа поет в своей тональности.
При проведении упражнений музыкальному руководителю необходимо
учитывать следующие дидактические правила:
- всегда ставить перед детьми конкретную учебную задачу;
- показать способ выполнения действия (по принципу «Делай, как я»);- неоднократно повторять упражнения для усвоения умений, транспонируя
его по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу (например, если 1-й
раз упражнение пропевали тихо, второй раз – спеть громко).
Картушина отмечает, что в пении важно все – как правильно извлечь
звук, как правильно дышать, произносить слова, как правильно сидеть
(стоять). Формируя у детей певческую установку (правильное положение при
пении) Картушина прибегает к игровым формам работы, например, стихам:
Если хочешь сидя петь
Не садись ты, как медведь.
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей…
Автор рекомендует в процессе пения делать динамические паузы,
например, двигательные упражнения (стр 10).
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем с ветром мы играть.
Ветер с листочками играет,
Ветер веточки качает….
(дети выполняют двигательные упражнения по тексту).
В отличие от традиционной методики, когда правильное дыхание
формируется посредством подбора певческого репертуара (мелодии с
короткими фразами и др., Картушина для формирования правильного
дыхания использует целый комплекс дыхательных упражнений: (стр 10) :дыхательные упражнения без звука, направленные на формирование
умения делать правильный вдох: вдох быстрый, вдох медленный, на выдохе
произносим «с, ш, ф»;
- упражнения по методу йогов «попеременное дыхание» : вдох через левую
ноздрю на 4 счета, и наоборот;
- упражнения с листком бумаги (сделать вдох и медленно дуть на бумагу) и
т. д. : упражнения Л. Казарновской, А. Н. Стрельниковой, М. Л. Лазарева,
Тарасовой К. В….);
звуковые дыхательные упражнения:
- упражнения на поддержку столба дыхания (Например, «Котенок и шар»,
«Ав-ав»), а также комплекс упражнений звуковой психорегуляции дыхания
Лазарева (стр 16-18);
- речевые игры на дыхание (Лягушки, например) : педагог рассказывает
стихотворение, дети кладут руки на живот и делают энергичный выдох на
слова «ква», активно работая мышцами:
Мы – лягушки –кваксы,
Ночь чернее ваксы…
Шелестит трава.
КВА.
- скороговорки на одном дыхании, стр 18;
- произнесение текста активным шепотом;
-проговаривание упражнений, включающих различные по
продолжительности текстовые фрагменты. автор собрала все полезное, что может помочь ребенку научиться
правильно дышать при пении. Эти упражнения муз руководитель может
использовать по своему усмотрению.
дыхательные упражнения под музыку:
- под музыку вальса: на крещендо вдох, на диминуэндо выдох;
- здесь же используются упражнения по Петрушину (стр 20). Есть
фонограммы к дыхательным упражнениям:
- упражнение «Засыпающий цветок (1 доля – вдох, 3 доли – выдох);
- упражнение «Свеча»;
- упражнение на укрепление дыхательных мышц с использованием пособий
на ниточках (бабочки, снежинки и др. – дуть на бумажные фигурки);
- упражнение на активную работу диагфрагмы и др., стр 20-21;
-здесь же используются упражнения из музыкотерапии (по Петрушину) (стр
20). Есть и фонограммы к дыхательным упражнениям:
2. Звукообразование. В работе с дошкольниками применяется только мягкая
атака звука. Итальянский педагог и вокалист Баро отмечал: «Механизм
правильного голосообразования строится на максимальном использовании
резонирования». Есть резонаторы подвижные и неподвижные, (полости
глотки и рта); резонаторы верхние, расположенные над связками (полости
глотки, рта, носа, придаточных пазух, и резонаторы нижние (грудная клетка,
трахеи, бронхи). Перед своим возникновением звук сначала должен быть
оформлен в слуховых представлениях, и только потом певец берет ноту
легко и непринужденно. Наиболее резонирующими гласными являютсяу,е,и. Сонорные согласные, помогающие посылу звука в головные
резонаторы - л,м,н,р и т. д. Т. е., работа над звукообразованием у детей
строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать
резонаторы. И снова – упражнения. Есть и традиционные:
- пение с закрытым ртом;
- с приставленной к уху ладошкой;
- упражнения на раскрепощение подбородка;
- а есть и оригинальные,
- звуковая дорожка из гласных звуков для старших дошкольников;
- «Саксофон» (по Т. В. Охомуш) : звук направляется в ладошки – коробочки, стр
27;
- стихотворение С. Степанова:
Для пения гласные звуки важны –
И напевны, и нежны.
Летят, как птицы в синеву –
А-Э-И-О-У:
- авторские песенки-распевки и др.