Наталья Зайцева
«Знакомство с русской избой». Конспект занятия с детьми 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
(первое посещение «избы»)
Программные педагогические задачи: знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа (мини-музей «горница», «изба», домашняя утварь); расширять активный словарь; развивать интерес к посещению «избы» .
Планируемые результаты: проявляет интерес к традиционно-бытовой культуре русского народа, к посещению «избы»; свободно вступает в контакт со взрослыми и сверстниками; владеет диалогической формой речи.
Материал: предметы быта мини-музея, игрушки.
Словарная работа: изба, горенка, рукомойник, горшки, лавка, печь.
Подготовительная работа: знакомство с хозяйкой «избы»; заучивание песенок и потешек, чтение русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Теремок», «Лисичка со скалочкой»
Ход занятия.
Бабушка Арина – хозяйка «избы» в русском одеянии – встречает детей, рассаживает их по лавкам, начинает с каждым знакомиться, напевая песенку-потешку.
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пойди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.
Хлопни, Катя, в ладушки,
Хороши оладушки,
Горячи, румяны,
С маслицем, сметаной.
– А все ли ребятки любят блинчики? А что еще вы любите?
– А вот мои внучата любят интересные сказки. Придут ко мне, сядут на лавку около печки и слушают: «Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряба». (Показывает курочку, куриные яйца.) А дальше, вы знаете, что было?
Пересказ сказки детьми воспитатель сопровождает показом настольного театра.
– Дед и баба из сказки жили в избе, так называли дом. А готовили пищу себе и скотине, которая у них была, вот в таких печках. Дров положат, берёсту зажгут, и топится печь.
«Дом без печки – нежилой дом» – так говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко протопленной печи в избе становилось тепло и уютно даже в самую зимнюю стужу. Возле печи всегда стояли большие и маленькие горшки, чугуны, в которых варили пищу.
– Печка людей обогревала, в ней готовили еду, а еще на ней можно было даже спать! И сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. (Показывает иллюстрацию «Дети на русской печи».)
– А как вы думаете, где хозяйка и ее дети мыли руки, посуду?
– Раньше в избах не было водопровода, а был вот такой рукомойник и лохань с водой. (Показывает, как пользоваться рукомойником, дети пробуют, смотрят в лохань с водой.)
– Что вы там видите? (Отражение.) Раньше зеркал не было, и люди смотрелись в воду, как в зеркало.
– Как мы с вами хорошо и душевно побеседовали. Пора мне вас и угостить. Раньше говорили: «Каков гость, таково ему и угощение». А про какое угощение говорится в загадке?
Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят –
Ребята съедят. (Каша.)
– Какую кашу вы больше любите?
Ответы на вопрос дают представление о том, какие бывают каши и из чего их варят.
– Очень много блюд из крупы, каша была одним из основных кушаний крестьян. «Щи да каша – пища наша!».
Из импровизированной печи воспитатель достает горшок с кашей и пирожки.
– А это вам от меня гостинцы. Накройте в группе стол и отведайте моей стряпни.