марина королева
Конспект в подготовительной группе «Шоколадное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Шоколадное путешествие»
Образовательная область: познавательное развитие.
Основная деятельность: познавательно-исследовательская.
Форма работы с детьми: решение проблемных задач.
Возраст: подготовительная группа.
Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи деятельности:
Публикация «Конспект в подготовительной группе „Шоколадное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шоколад, День шоколада
- Шоколад. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательные задачи:
Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах. Познакомить детей с новой профессией шоколадье.
Развивающие задачи:
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности в моделируемых ситуациях.
Активация словаря: шоколатье, какао боб, какао дерево.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи. Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий
Методические приемы: словесные, наглядные, проблемно – поисковый, эксперимент, наблюдения.
Предварительная работа: знакомство с историей возникновения шоколада, коллекционирование оберток от шоколада, продуктивная деятельность «Украсим шоколадные фантики», дидактические игры.
Материал и оборудование: Одноразовые халаты и шапочки, бахилы. Ноутбук, проектор, интерактивная доска. Молоко для каждого в стаканчике, какао порошок, блюдца, шпателя, салфетки, 20 одноразовых стаканов, клеенка на стол, 2 плитки шоколада горький и воздушный, минеральная вода, 10 одноразовых ложек, прихватка, посуда для нагревания, подставка, свеча. Ингредиенты для приготовления шоколада : масло сливочное, сгущенное молоко, ванилин, какао, лопатка, формочки. Надписи: кондитерский цех, лаборатория.
Ход совместной деятельности воспитателя и детей:
I. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей возле себя.
-Любите ли вы сладкое?
-Что из сладкого вы любите больше всего?
-Можно ли есть много сладкого?
_- Почему нельзя?
_ Знаете ли вы, где делают конфеты?
- А какие конфеты бывают?
Выслушиваются все ответы детей.
– Я тоже очень люблю его. Но что такое шоколад, где он растет, и как его делают, я не знаю. Когда я его ем, у меня пачкаются руки. Интересно, почему это происходит?
-Что такое шоколад? И откуда он к нам пришел?
- Почему от шоколада пачкаются руки?
- Шоколад - это вредно или полезно?
- Вы бы хотели об этом узнать?
Ответы детей.
II. Основная часть.
- И так, перед нами стоит первая проблема – «Что такое шоколад? И откуда он к нам пришел?» Давайте попытаемся её решить.
Рассказ с использованием слайдов презентации.
Шоколад любимое лакомство детей и взрослых.
Родина шоколадного дерева - тропическая Америка, острова Мексиканского залива, где оно растет в диком виде.
- Ребята, шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао. Дерево какао выглядит вот так (слайд 2). На этом дереве растут большие плоды, которые называются – плоды какао (слайд 3). Когда они созревают, и становятся темно-коричневого цвета, плоды какао отрезают от дерева, отчищают от кожуры и достают бобы какао. Бобы какао сушат и складывают в мешки (слайд 4). Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадает какао бобы. На фабриках их очищают от кожуры и перемалывают. Высушенные какао – бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат. Их дробят, размалываются в порошок и отжимают из них масло. Отжатое масло пойдет на изготовление шоколадных плиток (слайд 5). А то, что осталось (жмых) размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао».
А шоколад делают так. В какао – масло наливают молоко или сливки, добавляют какао – порошок, сахар, ваниль, орехи, изюм (в зависимости от сорта шоколада) и все перемешивают. Тесто разливают в формы и охлаждают, так получаются аппетитно пахнущие плитки (слайд 6).
- Итак, мы с вами узнали, откуда к нам пришел шоколад и как его производят.
Что мы еще должны узнать? (ответы детей) Правильно, но чтобы это узнать – нам нужно провести исследования.
Надеваем халаты, шапочки, бахилы. Проходим в лабораторию.
Опыт 1. Свойства какао (новые знания)
- Коллеги, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок.
- Посмотрите на наш какао порошок, какого он цвета? (коричневого, шоколадного)
- А какой вкус имеет какао? Быть он кислый? Или сладкий? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать? (Нужно его попробовать.)
- Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? (Горький) Так считают все наши коллеги? Или, быть может, кто-то считает иначе?
- Совершенно верно, какао имеет горький вкус.
- А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в молоко. Что произойдет с какао и молоком? (Какао растворится в молоке, молоко примет цвет какао.)
- Итак, к какому выводу мы пришли: наше какао имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.
Опыт 2. Свойства шоколада.
- А теперь давайте определим свойства шоколада. Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Рассуждения детей)
- У нас кусочки воздушного шоколада и черного шоколада. А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?
Вывод: Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий.
- А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад? (Вкусный, сладкий).
- А теперь черный шоколад, какой на вкус? (горький, горьковато-сладкий).
- Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?
- Коллеги, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей)
- Коллеги, чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на вкус.
- А теперь возьмите кусочек темного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом? (Шоколад утонул).
- А теперь положите кусочек от воздушного шоколада. Что произошло с шоколадом? (Шоколад всплыл на поверхность).
- Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет. (Ответы детей)
- Это произошло потому, коллеги, что в этом шоколаде (Педагог показывает воздушный шоколад) имеется воздух, который при контакте с воды – поднимается вверх и не тонет. Так какое же еще имеет свойство шоколад?
Вывод: Он может тонуть, если он плотный в нем нет воздуха, и может плавать, если в нем имеется воздух.
- А сейчас мы проверим еще одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть.
- Так что же произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился). Какой делаем вывод?
Вывод: Мы пришли к еще одному выводу, что наш шоколад может существовать как в жидкой форме, так и в твердой. Шоколад имеет свойство таять и плавится, превращаясь в темную тягучую смесь.
- Можем мы ответить на второй: почему от шоколада пачкаются руки?
- Таким образом, мы ответили на два вопроса: «Где растет шоколад? «Почему от шоколада пачкаются руки!»
- Итак, коллеги, вы научились определять шоколад по вкусу, цвету, форме. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Шоколад бывает разный на вкус, по форме. Шоколад может быть в жидкой форме и в твердой. Шоколад может ломаться. В воде не тонет только воздушный шоколад. В горячей воде растворяется.
- Молодцы, коллеги! Теперь вы как настоящие мастера - шоколатье. Вы знаете, кто такие шоколатье? Так называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада. Скажите, пожалуйста, чем же занимается шоколатье? (слайд 15)
- Я вам предлагаю побыть шоколатье. Пройдите в наш кондитерский цех.
III. Самостоятельная работа. Пробное действие.
1-ая часть эксперимента (слайд 16)
Каждый ребенок берет тарелочку с названным продуктом и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала какао, потом сгущенное молоко, потом масло и ванилин. Эти продукты перемешивать будем кондитерской лопаткой.
- Я предлагаю вам коллеги попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? (шоколадный)
- Значит, что мы с вами получили? (шоколад)
- Ребята, каждый шоколад имеет своё название. Давайте и мы дадим нашему шоколаду своё название (Предложения детей).
- А можем ли мы придать форму нашему шоколаду? Если да, то, как это можно сделать? (вылить в разные формочки).
- Что нам необходимо сделать, чтобы наш жидкий шоколад застыл?
Воспитатель разливает шоколадную массу в формочки и предлагает поставить формочки в прохладное место, чтобы шоколад быстрее затвердел.
- Итак, сегодня вы впервые создали свой рецепт приготовления шоколада.
-Коллеги, назовите, какие продукты мы использовали для приготовления шоколада. (Дети перечисляют продукты).
IV. Итог деятельности: рефлексия.
- О шоколаде можно говорить долго и бесконечно. Ведь в шоколаде находится очень много полезных веществ, которые улучшают наше самочувствие и настроение.
- А давайте с вами выясним, так ли полезен наш шоколад?
- Игра «Вред - польза» (интерактивная доска)
- Шоколад поднимает настроение
- В шоколаде есть вещества, которые укрепляют зубную эмаль. Для зубов полезен горький чёрный шоколад (слайд 9).
- Шоколад полезен для сердца (слайд 10).
- А всегда ли шоколад полезен? В каких случаях он может навредить человеку?
Вред (слайд 13).
- Шоколад виновник лишнего веса, (слайд 14).
- Шоколад при безудержном поедании может вызвать аллергию (слайд 15).
Выводы:
- Шоколад не может быть вредным в ограниченном количестве!
- Самый полезный – это горький шоколад.
- После употребления любых сладостей необходимо чистить зубы!
- Есть шоколад лучше всего после завтрака, обеда или полдника с молоком или чаем.
- Что же нового вы узнали о шоколаде? Что вам понравилось больше всего?
- Молодцы, ребята! Вы настоящие мастера шоколатье.
Дети пробуют получившийся шоколад.