Шепелева Наталья
Конспект урока «Учимся писать суффиксы-ик-,-ек-»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-. (с. 122- 125) Цели урока : организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно организовать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; осуществлять само- и взаимопроверку работ;
Публикация «Конспект урока „Учимся писать суффиксы-ик-,-ек-“» размещена в разделах
Познавательные: ориентироваться в учебниках; выполнять задания по аналогии; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
Личностные: создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
Сценарий урока.
1. Организационный момент.
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
Слайд 2.
2. Разминка для пальцев.
Весёлая мышка Перчатку нашла,
Гнездо в ней устроив,
Мышат позвала.
Им корочку хлеба
Дала пожевать,
Погладила всех
и отправила спать.
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены. Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Складываем ладоши "ковшом"
Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)
Гладим серединку ладошки то одной, то другой руки.
Одна рука гладит другую
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
3. Чистописание :
Сейчас открыли все тетради
И записали дату в них. Нет, стоп! Проверьте-ка сначала, Как положили вы все их. Пряма ли спинка? Чтоб ручка свой конец направила в плечо. Поставьте ноги все на место. Готовы. Пишем хорошо.
Слайд 3.
ие кк // ик ек // Коньки, салазки, сказка.
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
- определить известные части речи.
Слайд 4 - 13.
3. Картинный диктант.
Пальто, коньки, телефон, берёза, мороженое, город, щавель, сорока, лестница, земляника.
4. Орфографическая работа с текстом.
Небо потимнело. Посыпал калючий снех и грат. Ветер прогнал тучу. Со) нце растапило снег.
- Прочитайте внимательно текст. Какое задание нужно выполнить?
-Исправьте ошибки, доказывая свой выбор.
- В какой части слова были допущены ошибки? На какую орфограмму?
(проверяемая безударная гласная, парные согласные, непроизносимые согласные)
4. Повторение пройденного.
Слайд 14.
Тест:
1. Суффикс – это маленькое слово.
2. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем.
3. Суффикс служит для связи слов в предложении.
4. Суффикс служит для образования новых слов.
5. Чтобы выделить в слове суффикс нужно : выделить в слове окончание, корень, а затем суффикс.
6. Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.
7. После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс – ёнок–
8. После твердых согласных и [ч'], пишется суффикс – онок–
5. Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока.
- Ребята, вы любите читать? Давайте с вами заглянем в книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».
Слайд 15.
К доске выходит ученик.
- Я – Виктор Перестукин, герой книги Лии Гераскиной.
Однажды я попал в Страну невыученных уроков. На воротах главного замка висел громадный замок. Я вставил ключ и хотел его повернуть, но не тут- то было. Ключ не поворачивался. Оказывается, я должен был правильно написать два слова : «ключик» и «замочек». Если сумею, ключ тут же отопрёт замок.
- Отчего же не суметь!- подумал я.
- Я сразу написал : ключ… и остановился.
- Что писать дальше : -ик или -ек?
- Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?
- Произнесите эти слова. Как звучат суффиксы?
- Поставьте ударение в эти слова и скажите, ударный или безударный звук в суффиксе? Значит это «Опасное место» и его написание надо проверять.
– Определите тему нашего урока.
– Чем же мы будем заниматься? Какова цель урока?
6. Знакомство с новым материалом. Открытие детьми нового знания.
- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Путь 1: взять готовое правило.
Путь 2: самим изобрести это правило.
- Каким путем мы пойдем и почему? (Лучше попробовать самим выявить правило. Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме)
- Итак, мы сами изобретаем правило.
- Посмотрите внимательно на данный ряд слов.
На доске:
Арбуз. к, бант. к, горош. к, кармаш. к, арбузика, бантика, горошка, кармашка.
– На какие две группы можно разделить эти слова? Меняется форма слов, можно подставить слова (есть - нет)
- Разделите слова на два столбика: есть, нет
Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.
На доске:
есть нет
кузнеч. к
сыноч. к
мяч. к
ореш. к кузнечики
сыночки
мячики
орешки
-Как выбрать нужную букву, чтобы правильно записать суффикс? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили? (Если при изменении формы слова гласный и остаётся, то его и надо писать в суффиксе – ик, а если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.)
- Подтвердить наше научное открытие поможет правило учебника.
Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в нашей библиотеке и я вам очень советую ее прочитать, т. к. эта книга очень поучительна.
- Прочитайте рубрику «Обрати внимание» в учебнике на странице 123 и сравните с нашим выводом. Верно ли мы с вами сформулировали правило?
Пока мы будем делать физминутку, найдите в тексте слово на данное правило.
Слайд 16. Физминутка.
На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать И ладошками похлопать. Руки вверх, ручки вниз На носочках подтянись Ручки ставим на бочок На носочках скок –скок –скок А затем поприседаем Никогда не замёрзаем.
7. Закрепление нового материала.
Слайд 17.
1. «Свернём» правило в инструкцию, алгоритм – порядок наших действий.
Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-.
1. [ ик ] -?
2. Изменюю форму слова (нет, много)
3. Если [и ] - ик
Если [- ] – ек
2. Решение детьми типовых заданий.
• Работа в парах.
1 вариант. Выберите, какой суффикс нужно писать в словах, запишите рядом слово- помощник.
Дожд…к, комоч…к, лесоч…к, сыноч…к, букет…к, кружоч…к.
2 вариант. Выберите, какой суффикс нужно писать в словах, запишите рядом слово- помощник.
Плащ…к, корабл…к, шар…к, сад…к, годоч…к, цветоч…к.
Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 2 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму).
3. Самостоятельная работа. Работа в тетради “Пишем грамотно” с. 69- 70 упр. 1 и с. 71- 72 упр. 3.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Мы достигли цели урока – научились писать суффиксы –ик и –ек?
- Отразите свои успехи в листе самооценки. Слайд 18.
Лист самооценки
Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы –ик-, -ек-.
Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов
Внимательно слушал учителя, одноклассников
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы
Слайд 19.
Д/з к. с. 123 правило наизусть, с. 124 №1.