Елена Пономарева
«Как научиться писать стихи (из личного опыта)»
▼ Скачать +Заказ
«Как научиться писать стихи (из личного опыта)»
Уважаемые коллеги!
«Талант дается Богом даром, и потому зовется даром». Я преклоняюсь перед педагогами, обладающими даром стихосложения и успешно демонстрирующими свои поэтические произведения на страницах МААМ. Я же хочу поделиться опытом создания так называемых «рифмованных текстов». На мой взгляд, такой навык актуален для каждого педагога. Предлагаю Вашему вниманию рекомендации, проверенные временем и апробированные на практике. Возможно, они будут полезны заинтересованным читателям.
1. «Погружение в классику».
Публикация «„Как научиться писать стихи (из личного опыта)“» размещена в разделах
Обращение к творчеству любимых поэтов, будь то А. С. Пушкин, С. А. Есенин, Рабиндранат Тагор или Омар Хайям, в значительной степени повышает творческий потенциал, расширяет поэтический кругозор, обогащает образный язык того, кто пишет стихи. Увлечение экзотикой (например, русскими былинами или японскими хокку) тоже приветствуется, поскольку помимо решения стратегических задач выполняет и вполне прикладные функции. Предлагаю Вашему вниманию фрагмент шуточной стилизации в жанре «былина».
Ой, вы, гой еси, люди добрые,
Сердцу милые, расчудесные,
Все умеющие, много знающие,
На страницах МААМ обитающие!
Пусть Вам светит всегда солнце ясное!
Дабы творчество Ваше прекрасное
Окаянна метель рукотворная
Из ненужных бумаг не засыпала!
Ваши чада да будут послушными,
Их родители – адекватными,
Все начальники – благодушными,
Гонорары – весьма приятными…
(возможное продолжение следует)
2.»Рифмы, рифмы».
Неряшливая рифма способна значительно уменьшить эстетическую ценность поэтического материала, а иногда – просто «убить» стихотворение, поэтому я очень трепетно отношусь к рифмам. Но иногда в конце строки оказывается слово, к которому трудно подобрать рифму. Например:.
«В Черном море резвился дельфин»…
Первая рифма к слову «дельфин», которая приходит на ум – «графин». Понятно, что в данном конкретном случае она вряд ли применима. После некоторых раздумий появляется рифмованный текст:
В Черном море резвился дельфин,
Средь прекрасных подруг-афалин…
Можно подумать еще немного, а можно спрятать «неудобное» слово в середине строки.
В Черном море дельфин резвился,
Лишь морской ветерок над ним вился…
или
Резвился дельфин в Черном море,
Вольготно ему на просторе…
или
Дельфин резвился в море Черном,
Кружился в танце он задорном…
3. «Любовная любовь».
Первые мои стихи напоминали «связку сосисок» - череду похожих, невыразительных четверостиший без развития сюжета (так называемая «любовная любовь»). Методом проб и ошибок я выяснила две вещи. Во-первых, стихотворение может быть кратким. Например,
Жизнь цветка коротка. Был он ярок и смел.
Но подул ветерок…Нет цветка. Улетел (об одуванчике).
Во-вторых, стихотворение может быть классического размера или превышать его. Главное, чтобы оно содержало драматургическую линию (завязка, развитие, кульминация, развязка, финал, эпилог). Пример такого стихотворения вы можете лицезреть в моей публикации «Предновогодний рецепт счастья» или насладиться продолжением морской темы в данной статье:
Шепчет сказку морская волна,
Нежно гладит прибрежный песок.
Кружит с чайками медленный вальс
Непоседа, степной ветерок.
А над морем Азовским рассвет,
Солнце сонное тихо встает.
Кудри рыжие плещет в волне
И прохладу бездонную пьет.
Хочет солнце постичь моря нрав,
Разглядеть с высоты его лик,
Тайну моря к закату познав,
Разгадать его чудный язык.
Покрывалом лазоревых вод
Море манит две тысячи лет,
Кто в ладони его наберет –
Тот от счастья узнает секрет.
4.»Парадокс».
Интересно читать стихотворение, когда не знаешь, чем оно закончится. Парадоксальный вывод практически всегда дает читателю возможность задуматься и ощутить поэтическое «послевкусие».
Мотыльки и бабочки с радугой играли.
Крыльями нечаянно краски задевали.
И свершилось чудо, наш лаская взор:
Ведь не повторяется на крылышках узор!
(Здесь и далее я использую рифмованные комментарии к публикациям коллег).
5.»Одушевленный предмет».
Чтобы придать поэтическому материалу эмоциональную окрашенность, особую пронзительность звучания, я часто рассказываю о неодушевленном предмете, как о живом, наделяя его мыслями, желаниями, страстями.
«Ромашка»
Солнцеокая странница затерялась средь трав.
«Для кого ты избранница? Кто полюбит твой нрав?
Может, ветер задиристый? Может томный рассвет?
Лепестками-ресницами чуть взмахни, дай ответ…
«Танец страсти»
Полюбил летний Дождь огневую Жару,
Ей свидания Он назначал поутру.
Отвечала Жара: «Приходи лучше днем,
Не боишься меня? Так станцуем вдвоем!»
Пляшет истово Дождь. Кружит знойная шаль.
И осталась на ней только капель вуаль…
Двух влюбленных стихий ненадежен союз.
Но он был! Он звучал! Летний призрачный блюз!
Все! Вот как-то так…
P.S. В качестве альтернативы можно прочитать книгу Н. Н. Шульговского «Занимательное стихосложение» и забыть все, что написано в этой статье.