Ольга Вячеславовна Надуева
Конспект урока «Согласные звуки [З], [З’], буквы З, з» в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Уроки № 27(36) (чтение) и № 33(35) (письмо).
Тема урока : Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з, (c. 90—93)
Письмо строчной и заглавной букв З, з (Прописи c. 9)
Интегрированный урок. Тип урока : изучение нового материала.
Образовательные:
Публикация «Конспект урока „Согласные звуки [З], [З’], буквы З, з“ в 1 классе» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные и согласные
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Согласные звуки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Формировать умение находить в словах букву З, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой, умение писать прописную и строчную буквы З, з. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Ресурсы и оборудование: аудиоаппаратура с записью песни «Как прекрасен этот мир» (муз. Д. Ф. Тухманова, сл. В. Г. Харитонова); компьютер и мультимедийный проектор с экраном, электронная форма учебника.
Ход урока.
1. Орг. момент. (Звучит фонограмма «Как прекрасен этот мир»)
Прозвенел уже звонок,
Он позвал нас на урок.
Будем мы читать, писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Мы теперь ученики.
- Давайте улыбнёмся друг другу и нашей гостье. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения. Вы многое узнаете и многому научитесь.
2. Речевая (фонетическая) разминка.
1) Дыхательная гимнастика
«Надуйте шарик»
«Задуйте свечки на торте»
2) Артикуляционная разминка
Изобразите:
-кошка лакает молочко;
- собака рычит;
- колокольчик звенит;
- жужжит жук;
- как шипит змея;
-пролетела оса;
- комар прилетел и протяжно звенел.
3) Чистоговорки.
Аз-аз-аз — в море водолаз. За-за-за — ест траву коза. Оз-оз-оз — на клумбе много роз! Уз-уз-уз — везла машина груз. Зу-зу-зу — не гуляй в грозу! -Молодцы, дружно получается!
3. Актуализация знаний.
Вспомним:
- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений)
- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов)
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков)
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
- Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными)
- Какими бывают согласные звуки? (Звонкими и глухими; твердыми и мягкими)
4. Самоопределение к деятельности.
- Слушайте внимательно, какой звук чаще остальных звучит в предложении?
В зоопарке за забором резвые зебры. (Звук [з])
-Вы догадались, что мы сегодня будем изучать?
-Сегодня будет изучаться новый, очень интересный материал. с. 90-91. - Определите, с чем сегодня познакомимся? А чему надо научиться? (Ответы)
5. Актуализация знаний.
Чтение. Обсуждение темы «О братьях наших меньших» (В форме беседы)
-Прочитаем заголовок новой темы. (Читает умеющий читать ученик.)
-Кого мы называем братьями нашими меньшими? -Как вы думаете почему?
-Посмотрим на рисунок на c. 90.
-Какое культурное учреждение на нём изображено? Как оно называется? (Зоопарк)
-Кто слышал ещё и другие названия? (Зоопарк, зоосад, зверинец.)
-Как вы думаете, для чего люди создают зоопарки? (Для того чтобы мы могли увидеть тех зверей, которых мы не увидим в дикой природе.)
-Какие животные изображены на рисунке? (Слон, лев, пони, бегемот)
-Водятся ли они в нашей стране?
-Какое животное изображено на рисунке в правом нижнем углу? (Бегемот)
(Зачитывается стихотворение внизу страницы, хором.)
Бегемот имеет и второе название — гиппопотам».
Повторение правил поведения в зоопарке.
Игра «Хлопни в ладоши»
-НЕ кормите, НЕ дразните, НЕ пугайте животных.
-НЕ бросайте ничего в животных.
-НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки.
-Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.
-С какого звука начинается слово «зоопарк»? ([з])
Знакомство с буквой З.
- На что похожа буква З? (Ответы детей)
Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!
6. Физкультминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
7. Отдохнём и поиграем.
Если услышите в слове звуки [з]- хлопайте в ладоши, [з’]- приседайте.
Заяц, забор, козы, зверинец, зима, мороз.
8. Изучение звуков [з], [з’] и буквы З.
1) Назовите предметы, определите местонахождение звуков [з], [з’].
(Ребята показывают сигнальчики, если согласны с ответом одноклассника)
2) Звуки [з], [з’]-звонкие согласные.
Учитель утрированно произносит звуки [з] и [з’],
подчёркивая их звучность, и спрашивает:
-Звонкие они или глухие.
- На каком «этаже» в ленте букв расположена буква з?
Звуки [з], [з’]-звонкие согласные.
3) Рассматривание схем слов змей и корзина, определение мягкости звука [з’], значение букв е, и.
4) Чтение слогов под слого-звуковыми схемами.
ЗА ЗУ ЗЕ ЗО ЗЫ ЗИ
5) Подбор к ним слов (заяц, зубр, зебра, зоопарк, козы, зима,
6) Чтение слов, напечатанных жирным шрифтом.
7) Работа над текстами с буквой З проводится дифференцированно (c. 91-92).
Хорошо читающие учащиеся про себя или шёпотом прочитывают текст о зоопарке на c. 91—рисунок на с. 92, затем озвучивают его.
8) Рассматривают рисунок на c. 92,
-Кто знает виды змей, назовите их. (Кобра, удав, питон, гадюка) Место, где содержат змей называют «серпентарий»
9. Письмо.
Тренировочные упражнения. c. 9 «Прописи»
1) Пальчиковая гимнастика (стоя)
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем буквы мы писать. (потирание, разминание пальцев)
2) Письмо элементов буквы. ( Учитель комментирует кинемы:)
-На рабочей строке делаем крючочек, похожий на цифру 2, доводим его до нижней линии рабочей строки, затем выписываем нижнюю петлю, доводя её до нижней дополнительной линии».
3) Письмо слогов (учитель обращает внимание на виды соединений)
4) Работа над схемой слова зима раскрасить цветными карандашами.
Слого-звуковой анализ слова зима (с. 9)
– Прочитайте предложение. Что необычного заметили?
– В предложении пропущено слово, которое изображено схематически.
– Рассмотрим схему этого слова.
– Сколько слогов в первом слове? (Два)
– Какой слог ударный? (Второй)
– Сколько звуков в первом слоге? (Два) –Во втором? (Два)
– Из чего состоит первый слог? (Из слияния согласного с гласным)
- Второй слог?
5) Отгадайте загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
6) Запишите слово зима
Обведите по серому шрифту слово зоопарк.
Дополнительное задание- на новой строчке записать полностью предложение
Вот зоопарк.
10. Итог. Рефлексия. (Звучит фонограмма «Как прекрасен этот мир»)
- Какую тему мы сегодня обсуждали?
-Как должны вести себя посетители зоопарка?
- Какую букву мы с вами сегодня изучили?
В конце этого задания учащиеся делают вывод, полезен ли был урок.
- Какое у вас сейчас настроение? (Дети рисуют эмоции на смайликах.)