Панютчева Татьяна
Конспект урока русского языка в 3 классе «Роль имён прилагательных в тексте. Словарный диктант»
▼ Скачать + Заказать документы
3 класс по УМК «Школа России»
Имя прилагательное
Тема урока №88 : Роль имён прилагательных в тексте. Словарный диктант.
Тип урока : Открытие новых знаний.
Цель: создать условия для умения определять роль имён прилагательных в тексте.
Планируемые результаты:
Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе „Роль имён прилагательных в тексте, Словарный диктант“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Предметные : Познакомится со стилями речи, текстами – научный, художественный; указать на особую роль имен прилагательных в речи.
Личностные результаты: Учиться развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение); осознавать свои возможности в учении; осознавать роль языка и речи в жизни людей; выражать свои эмоции: смогу ли адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: показать важность употребления имён прилагательных в русской речи; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; логические: осуществлять сравнение, находить различие и сходство текстов.
Регулятивные: формулировать тему и проблемные вопросы урока.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в тексте. Текст. Стили текстов : научный, художественный. Текст - описание.
Формы организации деятельности учащихся на уроке : проблемное обучение, здоровье-сберегающие технологии.
Межпредметные связи: Окружающий мир, литературное чтение, рисование.
Образовательные ресурсы:
Рабочая программа, учебник русский язык 3 класс 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий УМК «Школа России» «Просвещение» 2018г. с. 68-69, презентация, листочки для словарного диктанта, для рисунка, цветные карандаши, учебники, тетради, геометрические фигуры.
Ход урока
1. Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
- Прозвенел звонок для нас.
Поприветствуем добродушных, радушных и уважаемых гостей.
Моим учтивым, внимательным, пытливым и сообразительным ученикам хороших отметок и новых открытий на уроке.
Присаживайтесь- любознательные, умные и находчивые. Вы сами должны будете назвать тему нашего урока, а также задачи урока.
2. Словарный диктант :
У вас на партах лежат листочки, их нужно подписать.
Сядьте прямо, выровняйте спинки, ножки прямые.
- Работа для грамотных и аккуратных, каковыми вы все являетесь!
-Запишите: берёза, капуста, малина, щавель, морковь, пшеница, орех, картофель, огурец, петрушка, рябина.
Работа в парах:
- Поменяйтесь работами, возьмите карандаш и проверьте слова соседа по парте, работа для внимательных и справедливых, исправьте, если понадобиться ошибки и выставите оценку.
Помним: 1 ошибка- 4: 2-3- 3, 4 и больше- 2.
Проверьте (на доске слова)
Берёза, капуста, малина, щавель, морковь, пшеница, орех, картофель, огурец, петрушка, рябина.
Выставление оценок.
-Поднимите руки те, кто поставил -5, 4,3,2.
- Сложите листочки по два, передайте с последней парты вперед.
3. Работа со словами из словаря.
- Задание на внимание и сообразительность.
Что обозначают все эти слова, одним словом?
Сложно, поможет загадка:
- Дышит, растёт,
А ходить не может? (растение)
- Открывают словарики организованные ученики и записывают словарное слово :
-Какая часть речи, помогает понять лексическое значение данного слова?
- Какую роль играют имена прилагательные в значение слова – растение?
Какой это текст, по – вашему мнению?
- Умные и талантливые дети, вспомните, какие тексты вы уже знаете?
(текст - описание, текс т - повествование, текст- рассуждение)
Подходит этот текс хотя бы к одному из известных вами типов текста?
Нет дети, это новый тип- стиль текста- НАУЧНЫЙ!
Послушайте ещё один текст :
- Это невысокое травянистое растение с ветвистым стеблем и многочисленными узкими листочками. Цветок состоит из беленьких овальных,вытянутых, как язычки лепестков, расположенных вокруг жёлтой мохнатенькой серединки.
-Узнали это растение? (ромашка)
А тип текста какой (описание)
Стиль? (научный)
- Какие слова помогли описать - это растение? (имена прилагательные)
- Какую роль они сыграли в тексте?
-Запишите это слово в словарик!
Актуализация знаний
-Послушайте ещё текст - загадку :
Стоят в поле сестрички –
Жёлтый глазок, белые реснички! (ромашка)
-Какие слова помогли разгадать эту загадку? (имена прилагательные)
- Назовите их.
- Выделите имена прилагательные.
Ромашка – когда –то этот цветок называли «романов цвет» или «романова трава»
- Какой это текст? (описание, художественный)
- Какую роль играют имена прилагательные в этом тексте?
Физ. минутка для очень внимательных :
На имена существительные - шагаете,
На имена прилагательные - приседаете,
На глагол - прыжок.
(Весна, зелёная, поёт, ромашка, трава, красивый, растёт, весенняя, песня, распустились, красивые)
4. Постановка учебной задачи. Для самых внимательных и думающих.
- Сформулируйте тему нашего урока. (Роль имен прилагательных в тексте)
- Закончите предложение.
На доске:
Узнать, (какую роль выполняют прилагательные в тексте)
Учиться отличать стили текстов
- Сегодня на уроке будем исследовать тексты, анализировать роль прилагательных, отличать художественный стиль текст от научного.
5. Работа по учебнику.
Открытие нового знания.
- Откройте учебники на странице 68, найдите упражнение 119.
-Прочитаем первый текст Зинаиды Александровой
-Знакомимся с текстом Анатолия Онегова.
-В чём сходство этих двух текстов? (о ромашке)
-А в чём различие? (первый – стихотворение, второй – научное описание)
-Какой текст описывает предмет наиболее точно? (первый)
-А какой из текстов описывает предмет более образно? (второй, автор сравнивает ромашку с солнышком)
-Где можно встретить каждый из текстов : в художественной, научной или справочной литературе? (Текст Зинаиды Александровой – в художественной литературе, а текст-Анатолия Онегова – в научной или справочной литературе).
- Итак, какая часть речи описывает предмет более точно? (имя прилагательное)
-Так без какой части речи текст был бы неполный, непонятный, скучный? (без прилагательных)
Логически- поисковая работа
- Возьмите простой карандаш, нарисуйте солнце, травку, цветочки, бабочек. (Ребята быстро выполняют наброски на своём листочке)
- Нравится рисунок?
- Почему? А теперь цветными карандашами раскрасьте рисунок.
- Что скажите теперь?
- Сравните, что общего у рисунка с текстом?
Какую роль выполнил цвет в рисунке, а прилагательные в тексте?
- Какую же роль выполняют прилагательные в тексте? (украшают, уточняют, дают авторскую оценку)
Вывод: как цвет украшает рисунок, так прилагательные украшают нашу речь.
- Появилось ли у вас желание написать текст на наше школьное радио и быть внештатным корреспондентом?
6. Работа в тетради
Выписать из второго текста словосочетания : имя существительное и имя прилагательное, которое с ним связано по смыслу.
Самопроверка (со слайда)
Кто нашёл словосочетания?
Ромашка (какая) белая;
растение (какое) многолетнее ;
растение (какое)
Прочитайте текст :
- Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Какой цветок первым появляется весной? (подснежник)
- А почему его так назвали? (он рождается под снегом)
-А какие бы вы подобрали прилагательные для описания подснежника? (ответы детей)
Подснежник-белый, первый, долгожданный, красивый.
- Запишите слово подснежник в тетрадь и разберите его по составу. (работа у доски)
7. Итог урока
- Для чего мы употребляем в речи имена прилагательные? (прилагательные украшают нашу речь, делают её точной и выразительной)
8. Рефлексия
- Каждый из вас по – своему воспринял этот урок : кого-то он порадовал, кому-то надо над собой поработать.
- Оцените свою работу на уроке, выбрав цвет и геометрическую фигуру.
(зелёный круг) Мне всё понятно. Я молодец!
(жёлтый квадрат) У меня не всё получилось, но я старался!
(красный круг) Мне надо быть внимательным!
Оценки за урок
9. Домашнее задание. (на доске)
- На странице учебника 69 упражнение 120. Прочитайте текст Ивана Соколова - Микитова.
- Почему цветок так называется?
- Какие прилагательные дают характеристику цветку?
- Можем ли мы сказать, что это текст-описание?
- Какое это описание: научное или художественное.
- Прочитайте текст без прилагательных.
- Изменился текст? Обоснуйте свой ответ.
- Какую роль играют прилагательные в речи?
- Дома вы спишите текст, вставляя пропущенные буквы, и у имён прилагательных выделите окончания.